Биография. Значение ткачев петр никитич в краткой биографической энциклопедии Направление ткачева

Ткачёв Петр Никитич

Ткачёв Петр Никитич , русский революционер, идеолог якобинского направления в народничестве , литературный критик и публицист. Из мелкопоместных дворян. Окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета (1868), литературную деятельность начал в 1862. С 1865 сотрудничал в журнале «Русское слово» и «Дело» под псевдонимом П. Никитин, П. Нионов, Всё тот же и др. За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868-69 вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Арестован в 1869, судился по «процессу нечаевцев» , после отбытия тюремного заключения выслан на родину. В 1873 бежал за границу. В эмиграции сотрудничал в журналом «Вперёд!» , примкнул к группе польско-русских эмигрантов (см. Якобинцы русские ), после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать журнал «Набат» (1875-81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni ma?tre» («Ни бога, ни господина»). В конце 1882 тяжело заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.

Воззрения Т. сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50-60-х гг. 19 в. Т. отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, Т. связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от др. народников, Т. полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Т. развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Вслед за П. Г. Заичневским он считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Т., сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Т. от идей М. А. Бакунина и Лаврова.

Свои философские воззрения Т. называл «реализмом», понимая под этим «... строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избранные соч. на социально-политические темы, т.4, 1933, с. 27). Выступая противником идеализма, Т. отождествлял его в гносеологическом плане с «метафизикой», а в социальном - с идеологической апологией существующего строя. Ценность любой теории Т. ставил в зависимость от её отношения к общественным вопросам. Под влиянием работ Н. Г. Чернышевского и отчасти К. Маркса Т. усвоил отдельные элементы материалистического понимания истории, признавал «экономический фактор» важнейшим рычагом социального развития и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов отдельных классов. Руководствуясь этим принципом, Т. выступал с критикой субъективного метода в социологии Лаврова и Н. К. Михайловского , их теорий социального прогресса. Однако в вопросе о роли личности в истории Т. склонялся к субъективизму. Качественная особенность исторической действительности состоит, по Т., в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей. Личность выступает в истории как активная творческая сила и поскольку пределы возможного в истории подвижны, то личности, «активное меньшинство», могут и должны вносить «... в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обусловливается, но подчас даже решительно противоречит как предшествующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности...» (Избранные соч. на социально-политические темы, т.3, 1933, с. 193). Руководствуясь этим положением, Т. создал собственную схему исторического процесса, согласно которой источником прогресса является воля «активного меньшинства». Эта концепция стала философским обоснованием теории революции Т.

В области литературной критики Т. выступал последователем Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева . Продолжая разработку теории «реальной критики», Т. требовал от художественного произведения высокой идейности и общественной значимости. Эстетические достоинства художественного произведения Т. зачастую игнорировал, ошибочно оценил ряд современных литературных произведений, обвинял И. С. Тургенева в искажении картины народной жизни, отвергал сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина, называл Л. Н. Толстого «салонным писателем».

Революционеры народники конца 1860 - начала 1870-х гг., отрицавшие политическую революцию во имя социальной, отвергали доктрину Т. Лишь в конце 1870-х гг. логика исторического процесса привела народовольцев к прямому политическому выступлению против самодержавия. «Подготовленная проповедью Ткачева и осуществленная посредством “устрашающего” и действительно устрашавшего террора попытка захватить власть - была величественна...» - писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 173). Высоко оценив заслуги Т. и народовольцев, Ленин подверг критике заговорщическую тактику бланкизма (см. там же, т.13, с.76). Разгром «Народной воли» означал по существу поражение теории Т. и вместе с тем - крах якобинского (бланкистского) направления в русском революционном движении.

Соч.: Соч., т.1-2, М., 1975-76; Избр. соч., т.1-6, М., 1932-37; Избр. лит.-критич. статьи, М. - Л., 1928.

Лит.: Энгельс Ф., Эмигрантская литература, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.18, с.518-48; Ленин В. И., Что делать?, Полн. собр. соч., 5 изд., т.6, с.173-74; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Избр. филос. произв., т.1, М., 1956; Козьмин Б. П., П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х гг., М., 1922; его же, Из истории революционной мысли в России, М., 1961; его же, Литература и история, М., 1969; Реуэль А. Л., Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956; Седов М. Г., Некоторые проблемы истории бланкизма в России. [Революционная доктрина П. Н. Ткачева], «Вопросы истории», 1971, №10; П. Н. Ткачев, в кн.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962, с. 675-76; П. Н. Ткачев, в кн.: Народничество в работах советских исследователей за 1953-70 гг. Указатель литературы, М., 1971, с. 39-41; П. Н. Ткачев, в кн.: История русской философии. Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке за 1917-1967 гг., ч, 3, М., 1975, с. 732-35.

Б. М. Шахматов.

П. Н. Ткачёв.

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Ткачев Петр Никитич Ткачев (Петр Никитич) – писатель. Род. в 1844 г. в Псковской губ., в небогатой помещичьей семье. Поступил на юридический факультет спб. университета, но, вскоре, за участие в студенческих беспорядках, попал в Кронштадтскую крепость, где просидел несколько

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Воробьёв Аркадий Никитич Воробьёв Аркадий Никитич (р. 3.10.1924, с. Мордово Тамбовской области), советский спортсмен (тяжелоатлет), заслуженный мастер спорта (1952), заслуженный тренер СССР (1964). Член КПСС с 1954. Кандидат медицинских наук. Десятикратный чемпион СССР. Первым из

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги 100 великих казаков автора Шишов Алексей Васильевич

80. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Добрыня Никитич - средний из трех богатырей, основных героев русского героического эпоса.Его срединное положение обусловлено не только возрастом, но и тем, что в его образе нет крайностей, в нем гармонично сочетаются различные качества: храбрость

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885–1965) Генерал-майор. Начальник авиации белой Русской армии (1920 год)Родился в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области. Происходил из потомственных дворян Кубанского казачьего войска. В 1904 году окончил Нижегородский графа

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Добрыня Никитич Добрыня Никитич - средний из трех богатырей, основных героев русского героического эпоса.Его срединное положение обусловлено не толь ко возрастом, но и тем, что в его образе нет крайностей, в нем гармонично сочетаются различные качества: храбрость воина

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Добрыня Никитич Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.По

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Добрыня Никитич Добрыня Никитич – богатырь, один из основных героев русского эпоса, средний из трёх богатырей.Средним богатырём Добрыня Никитич был не только из-за возраста, но и потому что в его образе не было крайностей, всё держалось где-то на уровне середины. В тех

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

ПЕТР из Гонендза (Петр Гезка, Гонезий) (между 1525 и 1530-1573) - теолог, писатель, идеолог радикальной реформации в Беларуси и Литве. Антитринитарий. В 1551 окончил Краковский университет, после был в Италии, Швейцарии, Моравии. Познакомился с идеями М. Сервета и моравских

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

ТКАЧЕВ, Петр Никитич (1844–1885/86), революционер, идеолог народничества 161 [Русский] народ <…> коммунист по инстинкту, по традиции. «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» (опубл. понемецки отд. изданием в Цюрихе в 1874 г., на рус. яз. – в 1933) ? Ткачев П. Н. Избр. соч.

Имя Петра Никитича Ткачева неразрывно связано

с историей русского революционного движения. Тка-

чев разработал и концептуально обосновал теорию,

которая вошла в историю отечественной радикальной

мысли под названием «русский бланкизм». Многие

положения этой теории перешли в народовольче-

ство, а затем стали стержнем тактики и стратегии

ленинизма. Социально-политические взгляды Ткачева

существенным образом отличалась от революционно-

народнической традиции. Он настаивал на захвате

власти небольшой, но сплоченной и централизованной

партией революционного меньшинства; отказывался

от анархической концепции немедленного разрушения

государства, считая, что преобразованное революци-

онное государство можно использовать для построе-

ния нового социалистического общества; не верил

в созидательные возможности народа, представляя его

инертной слаборазвитой массой, способной только

разрушать, поэтому высокоразвитое меньшинство

должно заставить народ принять новый порядок

ради его же, народа, блага, при этом меньшинство не

должно гнушаться никакими методами и средствами

ради достижения желаемой цели. Эти и другие черты

«ткачевизма» хорошо видны в революционной теории

В.И. Ленина. На это неоднократно обращали внима-

ние его современники, в частности Г.В. Плеханов,

А.С. Мартынов, П.Н. Милюков и др

«Русский бланкизм»

Бланкистская тактика часто становилась тактикой многих непролетарских общественных движений. Например, в России во 2-й половине 70 - начале 80-х гг. 19 в. её убеждённым сторонником был один из идеологов революционного народничества П. Н. Ткачёв. Ткачёв считал Бланки выдающимся революционером и своим учителем. По мнению Ткачёва, уничтожение существующего порядка должно произойти путем заговора централистской революционной организации, при этом переворот якобы будет сравнительно лёгким, т. к. самодержавие не имеет социальной опоры.

Имя Петра Никитича Ткачева стоит в одном ряду с именами крупнейших идеологов и теоретиков народничества - Михаила Александровича Бакунина и Петра Лавровича Лаврова. Но если имена Бакунина и Лаврова неразрывно слиты в общественном сознании с историей русской освободительной мысли, то представление о Ткачеве, его месте в революционном процессе несколько размыто, лишено четкости. О нем просто меньше знают. Это был талантливый публицист и глубокий мыслитель, разработавший особое направление в народничестве-русский бланкизм. Оставаясь в русле народничества, направление это как бы изнутри взрывало народническую доктрину. Ткачев стал «возмутителем спокойствия» с точки зрения ортодоксального народничества. Сложившись на идейной основе народничества, ткачевизм самим фактом своего возникновения обнажил кризис этого широкого идейного течения и, не будучи признан «своими», оказал несомненное воздействие на его развитие. «Народная воля» с ее программой и тактикой стала как бы конечной формой, выявившей со всей очевидностью тот объективный процесс, который на протяжении двух десятилетий подспудно проходил в русском революционном движении. Более того, печать бланкизма легла и на весь последующий русский революционный процесс.
Отсюда - политическая заостренность в трактовке проблемы, которой отмечена и отечественная, и зарубежная историография. Суть ее раскрылась уже в дискуссиях 1920-1930-х гг. о "русском якобинстве, русском бланкизме*. Однозначная оценка известного противостояния С. И. Мицкевича - Н. Н. Батурина требует серьезной корректировки.
Трактуя «Народную волю» как скачок от анархизма к либерализму, Батурин видел в этом заслугу Ткачева, которого он вообще выводил за рамки революционного социализма. Позиция Мицкевича, выраженная им в формуле «русская революция в значительной степени произошла по Ткачеву», отвергалась как антиисторическая. Не затушевывая свойственное ей известное упрощенчество, нельзя не увидеть и момент истины, который проявляется лишь при критическом осмыслении теории и практики большевизма, что стало возможным в наши дни. Нельзя не отметить и справедливость суждений Николая Бердяева, признававшего историческую неотвратимость Октябрьской революции, но усматривавшего в большевизме черты, традиционно присущие российской революционности и идущие именно от Ткачева. Он характеризует Ткачева как социалиста недемократического типа, революционная теория которого подтвердила историческую правоту народничества в споре с марксизмом в том смысле, что «в России не коммунистическая революция оказалась утопией, а либеральная, буржуазная революция оказалась утопией»". От Бердяева идет прямая.: линия к М. Карповичу и всей последующей западной историографии, видящей в Ткачеве прямого предшественника Ленина ". Следует с вниманием отнестись к мысли о традиционности. Ведь и Ленин писал: в России теоретическое «учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного

Русский бланкизм уходит своими корнями в глубинные пласты отечественной революционной традиции. Генетически он не связан непосредственно с классическим бланкизмом как таковым. Русский бланкизм в определенном смысле явление самобытное. Его зарождение и развитие находятся как бы вне связи с концепцией революционного действия и социального преобразования общества, которая была выдвинута коммунистом-утопистом, деятелем революций 1830 и 1848 гг., членом Парижской коммуны Луи Огюстом Бланки.
Вместе с тем связь между русским бланкизмом и бланкизмом как таковым присутствует в том смысле, что революционный процесс в России шел под постоянным воздействием идейных импульсов и революционных уроков Запада. Бланкизм был закономерным этапом европейской революционности: Бланки придал классическую форму тенденциям заговорщичества, возникшим еще в период Французской революции конца XVIII в., в деятельности Бабефа, в феномене заговора «Во имя равенства».
У русского бланкизма и бланкизма классического - общие идейные предпосылки: оба они порождены в конечном счете тем кризисом просветительской философии, которая питала общеевропейскую освободительную мысль.

"Якобинцы русские", сторонники политически-заговорщического (т. н. якобинского) направления в народничестве. Вопреки господствовавшей в революционной среде вере в возможность победы крестьянской революции, "Я. р." ставили под сомнение революционные возможности крестьянства и считали, что революция должна начаться с государственного переворота, осуществляемого силами организованного революционного меньшинства, которое, захватив власть, установит революционную диктатуру и декретирует социальные преобразования. В отличие от французскихякобинцев, "Я. р." были социалистами-утопистами, в организационном и идейном отношении близкими к французским бланкистам (см. Бланкизм).

Элементы "якобинства" прослеживаются ранее у декабристов (П. И. Пестель),петрашевцев (Н. А. Спешнев); первый манифест "Я. р." - прокламация П. Г.Заичневского "Молодая Россия", положения которой разделяли некоторые членыИшутинского кружка, созданной С. Г. Нечаевым "Народной расправы" и др. Первый кружок "Я. р." (т. н. "Славянский кружок") возник в начале 1870-х гг. в Цюрихе (Нечаев, К. М. Турский, К. Яницкий, Е. Н. Южакова и др.). В середине 1870-х гг. к нему примкнули П. Н. Ткачев, П. В. Григорьев, М. Н. Шрейдер и др. Кружок издавал журнал"Набат",поддерживал связи с польскими, французскими и балканскими революционерами. В конце 1877 в Швейцарии было создано "якобинское" "Общество народного освобождения". В России группы "Я. р." существовали в Орле (т. н. кружок "орлят", 1874-77, Заичневский, М. Н. Ошанина и др.), Одессе (кружок И. М.Ковальского),Киеве и Петербурге. "Я. р." не пользовались влиянием среди русских революционеров 1860-70-х гг., однако их пропаганда сыграла определённую роль в идейной подготовке перехода народников от бакунизма к признанию необходимости политической борьбы. Идея захвата власти путём заговора отразилась в программе"Народной воли"; взгляды "Я. р." разделяли член её Исполнительного комитета - Л. А.Тихомиров, Ошанина, Е. Д. Сергеева, Г. Ф. Чернявская. В 1880-х гг. группы "Я. р." действовали в Москве, Курске, Смоленске, Орле. После разгрома "Народной воли" элементы "якобинства" нашли отражение в программах ряда народнических организаций от "Террористической фракции" партии "Народной воли" до "Народного права" партии. В 1890-х гг. некоторые бывшие "Я. р." (В. П. Арцыбашев, М. П. Голубева, С. И. Голубев, С. И. Мицкевич и др.) примкнули к социал-демократам.

(1844-85/86)

российский деятель революционного движения, один из идеологов народничества, публицист. Участник революционного движения 1860-х гг. Сотрудник журналов «Русское слово» и «Дело». С 1873 в эмиграции. В 1875-81 издатель журнала «Набат». Сторонник заговорщических методов борьбы. Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народ и революция» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности »(1878). Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на «мясо революции», как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь. Оценивая значение идей П.Н. Ткачева для русской политической мысли и революционно-освободительного движения, Н.А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс» {Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 148).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844-1886)

политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества "Народная расправа", издатель журнала "Набат", представитель бланкистской ветви народничества.

Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: "Задачи революционной пропаганды в России" (1874), "Революция и государство" (1876), "Народ и революция" (1876), "Анархическое государство" (1876), "Революция и принцип национальности "(1878).

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие "коммунистического инстинкта" у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Ткачев в противоположность последним доказывает, что власть - не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она "не воплощает в себе интересов какого-либо сословия" и "только издали кажется силой". Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, "ничтожную кучку автократов".

Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление. "Ни в настоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осуществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшинство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее", - писал Ткачев в своей статье "Народ и революция".

Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направлениям в народничестве. Она отметала всякое "коленопреклонение" перед народом, возведение его на пьедестал: "Тот не уважает народ, кто льстит ему". В то же время Ткачев оставался в рамках единого народнического направления, противопоставляя буржуазному пути, на который вступила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину.

Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение "что полезно для общества, то и справедливо" было естественным продолжением развивавшегося им принципа "цель оправдывает средства".

Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и представителям власти. "Революционный терроризм, - заявлял Ткачев, - является... не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но является единственным действительным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина".

Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на "мясо революции", как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь.

Русский юрист (по образованию, которое он получил экстерном), революционер в России и революционный публицист на Западе.

За революционную пропаганду среди студенчества Пётр Ткачев постоянно находился под надзором полиции, подвергался тюремному заключению в Петропавловской крепости.

П.Н. Ткачев писал: «В настоящее время все люди равноправны, но не все равносильны, то есть не все одарены одинаковой возможностью приводить свои интересы в равновесие - отсюда борьба и анархия… Поставьте всех в одинаковые условия по отношению к развитию и материальному обеспечению, и вы дадите всем действительную фактическую равноправность, а не мнимую, фиктивную которую изобрели схоластики-юристы с нарочитой целью морочить невежд и обманывать простаков.

Журнал «Русское слово» 1865 г., № XI, II отд., с. 36-37.

В 1868-1869 годах во время студенческих волнений в Санкт-Петербурге П.Н. Ткачев вместе с С.Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство.

После отбытия тюремного заключения, в 1873 году Пётр Ткачёв уехал за границу, где сотрудничал в журналах революционной направленности.

П.Н. Ткачев считал, что источником исторического прогресса является воля «активного меньшинства», соответственно, бесполезно опираться на крестьянскую общину – как это считали народники – а нужно захватывать власть и устанавливать диктатуру «революционного меньшинства».

В области научной деятельности, а также в области литературы и искусства, П.Н. Ткачев считал, что ценность любой теории или произведения зависит от их отношения к решению общественных вопросов.

В 1868 год П.Н. Ткачёв гаписал о мифах творческой деятельности : «... обе эти иллюзии,- иллюзии народного саморазвития и иллюзии народного гения, - приводят в конце концов к одному и тому же результату: к пассивной бездеятельности, к успокоительному убеждению, что не нужно ничего делать, пока все не сделается само собою. Мы уже говорили, как вредны в интересах самой цивилизованной толпы подобные якобы успокаивающие иллюзии. Порождая бездеятельность и апатию, лень и усыпление, они развивают в обществе филистёрство, этот антисоциальный элемент, и через это способствуют застою и разложению общественной жизни, разрушают солидарность общественных интересов, ведут к господству узкого животного эгоизма, к порабощению общего - индивидуальному. Поэтому обязанность каждого честного человека пользоваться всяким удобным случаем для того, чтобы охлаждать эти вредные иллюзии, эти призраки, искажающие понимание действительных потребностей человеческого прогресса».

Ткачёв П.Н., Разбитые иллюзии / Люди будущего и герои мещанства, М., «Современник», 1986 г., с. 163.

«… именно у Ткачёва , товарища и духовного брата Нечаева , Ленин заимствует концепцию захвата власти, которая кажется ему «великолепной» и которую он резюмирует так: «строжайшая тайна, тщательный отбор участников, воспитание профессиональных революционеров».

Ткачёв, под конец своей краткой жизни сошедший с ума, оказался посредником между нигилизмом и военным социализмом. Он считал себя создателем русского якобинства. Будучи врагом искусства и морали, он в этой тактике стремился лишь к примирению рационального с иррациональным. Его целью было достижение равенства между людьми посредством захвата государственной власти. Тайная организация, революционные ячейки, непререкаемый авторитет вождя - во всех этих терминах можно усмотреть если не фактическое зарождение, то хотя бы прообраз «аппарата», которому было уготовано столь великое и действенное будущее.

Что же касается самих методов борьбы, то чёткое представление о них даёт замысел Ткачёва, согласно которому всё население России старше 25 лет подлежит уничтожению ввиду его неспособности к восприятию новых идей».

Бим-Бад Б.М., Педагогическая антропология, М., Изд-во «УРАО», 1998 г., с. 321-322.

В 1882 году П.Н. Ткачёв заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице Парижа.

Пётр Ники́тич Ткачёв (11 июля 1844, село Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии - 4 января 1886, Париж) - русский литературный критик и публицист, идеолог якобинского направления в народничестве.
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «...

Краткая биография

Пётр Ники́тич Ткачёв (11 июля 1844, село Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии - 4 января 1886, Париж) - русский литературный критик и публицист, идеолог якобинского направления в народничестве.
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «делу Баллода»; за участие в студенческих беспорядках) и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости, сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).
Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862-64 годах ещё несколько статей Ткачёва по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах Ткачёв писал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачёва (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года Ткачёв сошёлся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868-69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года он был вновь арестован и в июле 1871 года приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачёв был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу.
Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 году. Он опять писал в «Деле», но не под своей фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П. Н. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр-ли, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал с журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать журнал «Набат» (1875-81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Политические свои воззрения Ткачёв развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в Женеве в 1875-76 гг. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению лавровского «Вперёд!». В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 году в Париже, 41 года от роду.
Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Ткачева Петра Никитича в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Ткачева Петра Никитича в жанрах отечественная история, философия.

Загрузка...
Top