Министерство образования российской федерации официальный. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)

, ул. Тверская , д. 11
55°45′37″ с. ш. 37°36′33″ в. д. H G Я O L

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России ) - федеральный орган исполнительной власти России, действовавший в 2004-2018 годах (и ранее в 1996-1999 гг.) и осуществлявший функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования , научной , научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий , государственных научных центров и наукоградов , интеллектуальной собственности , а также в сфере молодёжной политики, воспитания , опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Прекратило существование в связи с разделением на два ведомства: министерство просвещения Российской Федерации и министерство науки и высшего образования Российской Федерации .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Фильм для Министерства образования и науки РФ

    ✪ «Час с министром» - Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева

    ✪ Круглый стол Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ

    ✪ Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. на ПМОФ-2018

    Субтитры

История

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) образовано в 2004 году и являлось правопреемником Министерства образования Российской Федерации, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки Российской Федерации (1996−1999), которое было образовано из двух ведомств: до 1996 года начальным и средним (в том числе средним специальным и профессионально-техническим) образованием управляло Министерство образования Российской Федерации (1991−1996), а высшим и послевузовским образованием и наукой - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993−1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991−1993). Последнее было реорганизовано (путём передачи ему вопросов высшей школы от Министерства образования) из просуществовавшего лишь две недели в ноябре 1991 года Министерства науки и технической политики РСФСР , которое объединило ведомства СССР и РСФСР: Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Государственный комитет СССР по науке и технологиям. Министерство образования РСФСР (позже Российской Федерации), созданное в 1988 году (при объединении Министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию), при распаде СССР в 1991 году стало правопреемником:

  • Государственного комитета СССР по народному образованию ( −), образованного в результате слияния трёх министерств СССР:
    • Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз СССР)
    • Министерство профессионально-технического образования СССР.

Министерство образовано при создании первого правительства Фрадкова указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. К нему перешли функции по принятию нормативных актов упразднённого этим же указом Министерства образования Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных актов упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в сфере науки) и реорганизуемого Российского агентства по товарным знакам.

Одновременно функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности были переданы в ведение создаваемых четырёх федеральных служб и агентств, подконтрольных министерству, - Федеральному агентству по образованию , Федеральному агентству по науке , Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки .

Министром в тот же день был назначен Андрей Александрович Фурсенко , который ещё с ноября 2003 года исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 158 от 6 апреля 2004 года была установлена численность центрального аппарата министерства - 380 человек - и адреса его размещения: улица Тверская , дом № 11/4; Брюсов переулок , дом № 21, строение 1 и 2; Чистопрудный бульвар , дом № 6 (в здании бывшего Министерства образования Российской Федерации на улице Люсиновской было размещено Федеральное агентство по образованию). Также было установлено, что центральный аппарат имеет 6 департаментов по основным направлениям деятельности, а министр имеет двух заместителей.

20 мая 2004 года подведомственное министерству Федеральное агентство по науке было переименовано в .

13 августа 2005 года учреждена дополнительная должность статс-секретаря - заместителя министра.

18 августа 2008 года количество заместителей министра было увеличено до пяти, численность центрального аппарата - до 430 человек, а количество департаментов - до семи.

15 мая 2010 года количество заместителей министра было увеличено до семи, численность центрального аппарата - до 850 человек, а количество департаментов - до восемнадцати.

Под эгидой Министерства и Федерального агентства по образованию проводится Всероссийская олимпиада школьников по 21 предмету (данные 2007 года). Минобрнауки России координирует вопросы реализации Приоритетного национального проекта «Образование» .

Согласно указу Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года (вступил в силу 10 марта) были упразднены Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) с передачей их функций непосредственно Министерству образования и науки .

Согласно указу Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам была переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и выведена из подчинения Минобрнауки России вместе с расширением круга регулируемых ею вопросов .

Во второй половине 2010-х годов периодически озвучивалась идея разделения Минобрнауки на два ведомства: одно ответственное за образование, другое - за науку.

15 мая 2018 года Минобрнауки было разделено на два отдельных министерства - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования . Рособрнадзор и Росмолодёжь перешли в управление Правительства РФ .

Компетенция Минобрнауки России

Минобрнауки России регулирует в следующих областях:

  • научная , научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере;
  • развитие федеральных центров науки и высоких технологий ;
  • государственные научные центры и наукограды ;
  • воспитание , опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;
  • социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ;
  • уникальные научные стенды и установки;
  • национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Руководство

Министры

Заместители министра

  • Фридлянов, Владимир Николаевич (5 апреля 2004 - 15 мая 2010 )
  • Свинаренко, Андрей Геннадьевич (8 апреля 2004 - 22 марта 2007 )
  • Ливанов, Дмитрий Викторович (19 ноября 2005 - 27 марта 2007 ) - статс-секретарь
  • Сентюрин, Юрий Петрович (27 апреля 2007 -11 ноября 2010; до 16 июня 2010 - статс-секретарь)
  • Калина, Исаак Иосифович (11 сентября 2007 - 9 ноября 2010)
  • Миклушевский, Владимир Владимирович (1 сентября 2008 - 19 октября 2010)
  • Хлунов, Александр Витальевич (1 сентября 2008 - 8 февраля 2010)
  • Пономарёв, Алексей Константинович (9 июня 2010 - 17 апреля 2012 )
  • Мазуренко, Сергей Николаевич (25 марта 2010 - 7 июня 2012 )
  • Биленкина, Инна Петровна (15 июня 2010 - 1 августа 2012 )
  • Лобанов, Иван Васильевич (16 июня 2010 - 28 января 2011 ) - статс-секретарь
  • Камболов, Марат Аркадьевич (12 ноября 2010 - 2 августа 2014 )
  • Дулинов, Максим Викторович (17 ноября 2010 - 9 июня 2012 )
  • Реморенко, Игорь Михайлович (3 февраля 2011 - 20 июля 2013 ; до 5 июня 2012 - статс-секретарь)
  • Климов, Александр Алексеевич (14 июня 2012 - 9 сентября 2016 )
  • Федюкин, Игорь Игоревич (14 июня 2012 - 6 июня 2013 )
  • Повалко, Александр Борисович (18 июня 2012 - 15 декабря 2016 )
  • Третьяк, Наталья Владимировна (18 июня 2012 - 8 декабря 2016 ; до 2 августа 2013 - статс-секретарь, после - первый заместитель)
  • Толстикова, Екатерина Андреевна (11 сентября 2014 - 12 ноября 2016 )
  • Переверзева, Валентина Викторовна (с 22 марта 2017 ) - первый заместитель
  • Каганов, Вениамин Шаевич (с 25 июня 2013 )
  • Огородова, Людмила Михайловна (с 26 августа 2013 )
  • Кузнецова, Ирина Владимировна (с 1 декабря 2016 )
  • Трубников, Григорий Владимирович (c 25 января 2017 )
  • Зенькович, Павел Станиславович (с 6 февраля 2017 ) - статс-секретарь
  • Синюгина, Татьяна Юрьевна (с 25 марта 2017 )

Структура центрального аппарата

Ведомственные награды (описание)

Медаль Л. С. Выготского

Медаль Л. С. Выготского - ведомственная медаль Министерства образования и науки Российской Федерации, учреждённая приказом Минобрнауки России № 546 от 12 мая 2016 года (уточнения внесены приказом № 1223 от 26 сентября 2016 года ). Учреждение медали было связано с празднованием 120-летнего юбилея со дня рождения Л. С. Выготского, внёсшего значительный вклад в развитие наук о развитии человека в природе, культуре и обществе.

Порядок награждения

Медалью Л. С. Выготского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области психологических наук, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук и осуществляющих научную или образовательную деятельность (далее - работники), внесшие значительный вклад:

в развитие культурно-исторического подхода в психологии; в совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан; в научно-методическое обеспечение психологической поддержки. Медалью награждаются работники, имеющие стаж работы в области психологических наук не менее 20 лет, в том числе в представляющей к награждению образовательной или научной организации не менее 5 лет.

Описание знака награды

Медаль Л. С. Выготского имеет форму правильного круга диаметром 27 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм изготавливается из сплава нейзильбер с последующим оксидированием.

На лицевой стороне медали прямое рельефно-графическое изображение портрета Л. С. Выготского. По окружности медали с правой стороны рельефная надпись буквами "ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ" и обозначены годы его жизни 1896-1934.

На оборотной стороне по кругу надпись «Министерство образования и науки Российской Федерации», в центре выпуклыми заглавными буквами в 4 строки надпись «ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК», снизу вверх по окружности направо и налево - по одной лавровой ветви.

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с четырехугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм, обтянутой белой шелковой муаровой лентой шириной 20 мм. В середине ленты две вертикальные поперечные синие полоски шириной 3 мм, разделяемые белой полоской в 1 мм. Боковые края ленты окаймлены синей полоской шириной 1 мм. Снизу колодки - рельефное изображение лавровых ветвей. Оборотная сторона колодки представляет собой металлическую пластину с креплением в виде булавки.

Министерства образования и науки Российской Федерации.

Награда была учреждена 13 января 1999 года приказом Министерства общего и профессионального образования России № 44 от 13.01.1999 . В 2004 году в связи с переименованием министерства приказом Минобрнауки № 84 от 06.10.2004 положение было переработано и опубликовано под наименованием «Положение о знаках отличия в сфере образования и науки» . Преобразована и прекратила существование в прежнем виде 26 сентября 2016 года в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1223 от 26.09.2016 .

Порядок награждения

Награждаются работники образовательных учреждений (организаций) высшего и дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, работники образовательных учреждений (организаций) других министерств и ведомств, а также работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за:

  • значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники и культуры, реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, а также программ соответствующего дополнительного образования и переподготовки специалистов, обеспечении единства обучения и воспитания, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
  • внедрение в образовательный процесс форм и методов организации и проведения занятий, контроля знаний и новых технологий, которые обеспечивают развитие самостоятельности студентов, индивидуализацию их обучения;
  • успехи в практической подготовке студентов, аспирантов и слушателей, руководство научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью обучаемых;
  • достижения в исследованиях по актуальным проблемам фундаментальных, поисковых, прикладных наук, в том числе, по проблемам образования;
  • достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры;
  • успехи в разработке учебной литературы и производстве учебных пособий и оборудования;
  • заслуги в подготовке и повышении педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования;
  • успехи в организации финансово-хозяйственной деятельности, развитие и укрепление материально-технической и экспериментально-производственной базы учреждений (организаций) образования;
  • постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).

Награждаются работники, имеющие стаж работы в системе соответствующего профессионального образования не менее 15 лет.

Награждение производится приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Вручение нагрудного знака «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и соответствующего удостоверения к нему производится в торжественной обстановке по месту работы награждённого.

Привилегии награждённых

Почётным работникам высшего профессионального образования Российской Федерации работающим в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения.

Описание знака награды

Знак награды представляет собой медаль с прикрепляемой при помощи ушка и кольца с прямоугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм и обтянутой белой шелковой муаровой лентой. Боковые края ленты окаймлены синей поперечной полоской шириной 3 мм на расстоянии 1 мм от краев, а в середине ещё две поперечные полоски шириной 3 мм. Снизу колодки - рельефное изображение лавровых ветвей. На лицевой стороне медали имеется надпись «Почётный работник высшего профессионального образования», окаймленная с правой стороны оливковой ветвью.

Знак награды носится на правой стороне груди под государственными наградами Российской Федерации.

См. также . Дата обращения 18 марта 2018.
  • Минобрнауки РФ займется вопросами молодежной политики в России
  • СМИ сообщили о планах разделения Минобрнауки на два ведомства (неопр.) . Lenta.ru (20 августа 2016). Дата обращения 12 мая 2018.
  • Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

    • Министерство просвещения РФ
    • Министерство науки и высшего образования РФ
    • Рособрнадзор

    История делений и объединений Министерств образования в России?

    • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
    • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
    • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
    • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
    • 1996 год: С 1996 года до 1999 года - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
    • 2000 год: С 2000 до 2015 - Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

    Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

    Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

    • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР,
    • Министерство просвещения СССР,
    • Министерство профессионально-технического образования СССР.

    Чем будет заниматься Министерство просвещения?

    С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

    • общего образования,
    • среднего профессионального образования
    • профессионального обучения,
    • дополнительного образования детей и взрослых,
    • воспитания.

    По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

    Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

    Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

    • высшего образования,
    • соответствующего дополнительного профессионального образования,
    • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
    • нанотехнологий,
    • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
    • государственных научных центров и наукоградов.

    Министерство просвещения через призму истории

    До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

    После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

    • 1917 – 1929 : Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
    • 1929 – 1937 : Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
    • 1937 – 1940 : Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
    • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

    С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

    • 1946 - 1947 : Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
    • 1947 – 1949 : Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
    • 1949 – 1956 : Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
    • 1956 – 1967 : Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
    • 1967 – 1980 : Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
    • 1980 – 1990 : Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

    После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

    • 1990 – 1992 : Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
    • 1992 – 1996 : Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
    • 1996 – 1998 : Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
    • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
    • 1998-2004 : Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
    • 2004 – 2012 : Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
    • 2012 -2016 : Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
    • 2016 – 2018 : Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина - министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

    С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства :

    Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

    Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

    Список министров образования России пополнился новым именем. Этим событием ознаменовался целый ряд перемен в Минобрнауки. В августе 2016-го был назначен новый министр образования России.

    Пост заняла О. Ю. Васильева, ранее работавшая зам. начальника Управления администрации президента РФ по общественным проектам. Ею на должности был сменен Дмитрий Ливанов, возглавлявший ведомство с 2012 года. Ливанову была поручена работа спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной.

    Оценка Кремля

    Новый министр образования России Ольга Васильева, пребывая на прежней должности зам. начальника Управления президента, зарекомендовала себя как высококлассный эксперт в вопросах образования и науки. Ею ведется постоянный диалог с представителями профессионального сообщества. Как чиновник она отличается особо ценным качеством - высокой работоспособностью. Так было прокомментировано новое назначение в беседе с журналистами ТАСС начальником Управления президента РФ по общественным проектам Павлом Зеньковичем.

    Новый министр образования и науки России является «своим человеком» в научном и педагогическом и сообществе; прекрасным экспертом, осведомленным обо всех проблемах этой сферы изнутри, добавил чиновник.

    По словам П. Зенковича, назначение Ольги Васильевой на должность министра является в определенном смысле потерей для Управления, но в то же время и честью, поскольку президентом принято решение именно сотруднику Управления поручить выполнение столь ответственных задач.

    Чиновник напомнил журналистам, что О. Васильева начала работать в Управлении с самого момента его создания, т. е. 3 с половиной года назад. Ею было взято на себя решение вопросов, касающихся содержательной части системы образования. Ранее в правительстве О. Васильева также занималась проблемами образования. Свою трудовую деятельность она начинала школьным учителем. По мнению П. Зеньковича, Ольге Васильевой прекрасно удается находить общий язык со многими представителями научного сообщества и высшей школы.

    Кандидатура Ольги Васильевой на пост министра образования и науки была предложена В. Путину председателем правительства Дмитрием Медведевым, который считал, что этим может быть достигнута интенсификация работы по приоритетным направлениям, в том числе в сфере образования. Президент с этим предложением согласился.

    Знакомство

    О. Ю. Васильева является российским государственным деятелем, историком, религиоведом, педагогом, доктором исторических наук, профессором, действительным государственным советником РФ 2 класса. Она стала первой в российской истории женщиной на посту министра образования и науки.

    Кроме того, с 2002 года О. Васильева заведует кафедрой гос.-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, является профессором Московского гуманитарно-экономического ун-та.

    Биография министра образования России: ранние годы

    Будущий министр род. 13.01.1960-го в г. Бугульме (Татарстан) в семье школьных учителей. С 1979-го (после окончания дирижёрско-хорового отделения института культуры в Москве) по 1982-й работала учителем пения в столичных школах.

    В 1982-м году Ольга Васильева поступила в Московский государственный пединститут на вечернее отделение исторического факультета, помимо учебы, работала в московской школе №91 учителем истории. В 1987-м О. Васильева окончила учебу в институте и продолжила свое образование, поступив в аспирантуру Института истории СССР.

    Научная деятельность

    Биография министра образования России Васильевой О. Ю. содержит богатую информацию о ее научной работе. В 1990-м под научным руководством Г. Куманева (Институт истории СССР) Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию. Ее работа была посвящена отношениям государства и православной церкви, а также патриотической деятельности православной церкви в годы ВОВ. В качестве официальных оппонентов выступили: канд. исторических наук Ю. Шарапов, В. Г. Овчинников. Впервые в российской историографии была описана история РПЦ и отношения церкви и государства в ХХ в.

    В 1998-м О. Васильева защитила докторскую диссертацию, посвященную новейшей истории русской православной церкви. В 1991—2002 годах местом ее работы был центр истории церкви и религии (институт российской истории РАН). Здесь Васильева О. В., начав с должности мл. научного сотрудника, «доросла» до руководителя центра. В 2002-м была назначена руководителем кафедры гос.-конфессиональных отношений РАНХиГС (Российская академия нар. хозяйства и госслужбы) при президенте РФ. В 2003-м начала преподавать в духовной семинарии на Сретенке.

    В 2007-м Васильевой О. В. было окончено обучение в дипломатической академии МИД России (специальность: «международные отношения»).

    Публикации

    Васильева О. Ю.- автор более 160 научных работ. Она является руководителем более 25 кандидатских и 3 докторских диссертаций. В сферу ее научных интересов входит история Русской православной церкви в ХХ веке, отношения государства и церкви в период СССР, проблемы международных отношений, религиозно-политический экстремизм и т. д. С 1989-го по 2008-й ею опубликовано в соавторстве более 90 статей на темы богословия.

    Кроме того, Ольга Васильева - член редколлегий нескольких научных журналов, председатель диссертационного совета по философии и антропологии, зам. председателя диссертационного совета по вопросам теологии при президенте РФ.

    На государственной службе

    В феврале 2012-го Васильеву назначили зам. директора департамента культуры правительства. В 2013-м она приступила к исполнению обязанностей заместителя руководителя управления по общественным проектам при Администрации президента РФ.

    В 2014-м выступила в качестве одного из инициаторов дискуссии о консерватизме в Общероссийском народном фронте. В последующие годы Васильева О. В. трудилась в качестве члена совета по подготовке программ курса отечественной истории при минобразовании РФ, комиссии по делам религиозных объединений, комиссии по делам инвалидов, совета по освещению религиозных тем в СМИ.

    Указом президента в сентябре 2014-го ей был присвоен чин действительного государственного советника 2 класса. В августе 2016-го указом президента она назначена на пост министра образования.

    Резонанс

    Это назначение вызвало широкий резонанс в обществе, на него откликнулись многие известные лица, представители ученого, педагогического и религиозного сообществ.

    Религиозным и общественным деятелем протодиаконом Андреем Кураевым новый министр образования охарактеризован как человек, знающий множество ещё неоткрытых страниц новейшей церковной истории. По его мнению, совершенно беспочвенными являются имеющие место опасения относительно усиления клерикальных влияний на ведомство после назначения Васильевой. Кураев назвал нового министра серьезным ученым. Аналогичная оценка дана ученым-физиком Андреем Заякиным. Научная компетенция О. В. Васильевой не повлияет на дело, которым она будет заниматься на посту министра.

    Как считает директор Института государственной службы и управления доктора юридических наук Игорь Барциц, Васильеву отличает умение достойно, взвешенно и спокойно "держать" любую аудитории, будь то 17-летние подростки-бакалавры, студенты или представители государственных управленческих структур.

    Министры образования России

    Министерство образования в России существует с 1990 года. В марте 2004-го Указом Президента на базе данного ведомства было создано Министерство образования и науки РФ. Министры образования России назначались главой государства и занимались вопросами обеспечения доступного качественного образования для населения. Каждый из занимавших данный пост чиновников отличался высоким уровнем компетентности и стремлением, находясь на доверенной ему должности, принести максимальную пользу родине. Министры образования России, в разные годы заступая на пост, занимали его в течение различных по продолжительности сроков. Их список, начиная с 1990 года, состоит из имен:

    • Эдуарда Днепрова. Заступил на пост в 1990-м. Исполнял обязанности до декабря 1992-го, когда был назначен на должность советника президента РФ.
    • Евгения Ткаченко. Возглавлял министерство с декабря 1992-го по август 1996-го.
    • Владимира Кинелева. Руководил ведомством с августа 1996-го по февраль 1998-го.
    • Александра Тихонова. Пребывал во главе министерства минимальный срок - 212 дней, с марта по сентябрь 1998 года. Покинул пост после отставки правительства С. Кириенко.
    • Владимира Филиппова. Был назначен в сентябре 1998-го, ушел с поста в марте 2004-го.
    • Андрея Фурсенко. Сменил предшественника в марте 2004-го. Находился на посту дольше, чем другие министры образования России - целых 2995 дней, до мая 2012-го.
    • Дмитрия Ливанова. Пришел в министерство в мае 2012-го. В 2016-м был назначен специальным представителем президента РФ по экономическим и торговым связям с Украиной.

    Его преемником стала Ольга Васильева, в августе прошлого года заступившая на пост.

    Переформатирование

    Сразу после назначения Васильевой на должность в августе в Минобрнауки начались перемены. Новым министром были сняты с должности несколько заместителей. Кроме того, произошло коллективное добровольное увольнение целой группы сотрудников департамента науки.

    За сравнительно короткий период в окружении Васильевой было произведено несколько отставок. Назначение состоялось пока только одно: в декабре прошлого года по распоряжению премьера РФ был назначен новый заместитель министра образования России. Им стала Ирина Кузнецова, по профессии учитель химии и биологии, имеющая опыт работы в 2-х крупных российских издательствах.

    Смену кадров в Минобрнауки политологи объясняют двояко. Одними в происходящем усматривается обычный процесс подбора новым главой ведомства подходящих сотрудников. Другие считают, что в министерстве могут произойти существенные перемены по отношению к науке.

    С распадом Советского Союза, в ноябре 1991 года действующее Министерство просвещения РСФСР было преобразовано. На его базе путем объединения еще нескольких республиканских комитетов создалось Министерство образования РСФСР. А в конце декабря изменилось наименование государства. И министерство было переименовано в Минобразования Российской Федерации.

    Все фамилии министров образования России

    Минобразования РФ - орган госвласти, направлением деятельности которого является осуществление политики государства по нормативному, правовому регулированию в области науки, народного просвещения, молодёжной политики, попечительства и опеки, социальной защиты и поддержки воспитанников учреждений образования.

    За двадцать шесть лет существования новой России 8 человек занимали пост министра образования России.

    Период работы в должности

    Э. Д. Днепров

    С 07.1990 г. по 12.1992 г.

    Е. В. Ткаченко

    С 12.1992 г. по 08.1996 г.

    В. Г. Кинелёв

    С 08.1996 г. по 02.1998 г.

    А. Н. Тихонов

    С 02.1998 г. по 09.1998 г.

    В. М. Филиппов

    С 09.1998 г. по 03.2004 г.

    А. А. Фурсенко

    С 03.2004 г. по 05.2012 г.

    Д. В. Ливанов

    С 05.2012 г. по 08.2016 г.

    О. Ю. Васильева

    С августа 2016 г. по настоящее время.

    Все министры образования России, каждый в свое время, внесли большой вклад в сохранение и развитие системы обучения населения страны.

    Первый избранный министр образования РФ

    Эдуард Дмитриевич Днепров - академик, доктор пед. наук, канд-т исторических наук. Его по праву считают реформатором российского просвещения в период становления вновь образованного государства.

    На его плечи лег груз реорганизации Министерства образования РСФСР в Минобразования России. С декабря 1992 года был Ельцина Б. Н. Днепров Э. Д. - автор множества трудов по истории российской педагогики и школы.

    Второй министр

    После Эдуарда Днепрова министерство возглавил Е. В. Ткаченко, до этого работавший ректором Свердловского ИПИ, профессор, доктор химнаук. Став министром, объявил мораторий на приватизацию всей собственности во всех структурах министерства. Он был сторонником гуманитаризации и демократизации образования.

    Министерство общего и профессионального образования

    В августе 1996 года был упразднен Госкомитет высшего образования РФ. Его функции передали Минобразу, одновременно сменив название министерства. С 14 августа стало Министерством общего и профобразования. Министром назначили Кинелева В. Г.

    С февраля по конец сентября 1998 года пост министра занимал бывший первый заместитель министра образования России А. - доктор технических наук, академик. Он известен работами по материаловедению в космической и радиационной областях. С октября 1998 года перешел на работу по методическому и научному обеспечению информатизации школ и сузов страны, методологии применения информационных технологий в образовательной и научной сфере.

    Филиппов В. М.

    В сентябре 1998 года министром назначили М. До этого он был ректором знаменитого РУДН. В правительство пришел вместе с Примаковым Е. М.

    Вместе с заместителем председателя правительства Матвиенко В. И. приступил к работе по стабилизации ситуации в области просвещения и воспитания, уделив особое внимание сокращению задолженности по заработной плате учителям школ и воспитателям детских садов.

    Министерство общего и профобразования в мае 1999 года было переименовано в Минобразования РФ. В этом же году была утверждена госпрограмма по развитию и усовершенствованию системы на период по 2004 год. По инициативе Филиппова начато активное обновление системы и принципов образования. В начале 2000 года Филиппов в Москве провел Съезд учителей и воспитателей России, который предыдущие министры не проводили.

    Владимир Михайлович провел почти полную модернизацию системы просвещения. Обеспечил школы автобусами, провел информатизацию в учебных заведениях, были выработаны и введены новые стандарты общего образования. Началось постепенное введение Единого госэкзамена. Начала работать система набора студентов в вузы страны на основе вузовских, региональных и общероссийских олимпиад. Утверждены правила целевого квотированного направления молодых людей для обучения в определенных высших учебных заведениях и многое другое.

    Минобрнауки России

    В 2004 году председатель правительства М. Фрадков переводит А. А. Фурсенко из Министерства промышленности в Минобрнауки.

    Министр образования и науки России (теперь так называется Министерство) свою деятельность начал с продолжения реформ, начатых Филипповым. При нем уже окончательно был введен в действие Единый госэкзамен во всех одиннадцатых классах. Высшее образование стало двухуровневым: бакалавриат и магистратура. В 2012 году, когда Президентом вновь стал В. Путин, Фурсенко перешел на работу в его аппарат.

    На освободившееся место назначили ректора МИСиС Он был сторонником сокращений количества вузов. Предложил лишить лицензий бюджетного финансирования все неэффективные высшие учебные заведения.

    Министр сегодня

    Кто сейчас министр образования России? С августа 2016 года данную должность занимает Ольга Васильева, доктор исторических наук. За год работы на вверенной должности проявила себя, как и все предыдущие министры образования России, чиновником, радеющим за процветание отечественной науки и просвещения.

    Загрузка...
    Top