Жития Святых: Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского. Мелетий антиохийский в чем помогает молитва Православные Святые угодники

Полное собрание и описание: молитва алексию и милентию антиохскому для духовной жизни верующего человека.

Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру.

Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский Святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.

Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник Православия – святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал Богословский трактат “Изложение веры”, который способствовал обращению к Православию многих ариан.

В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379 – 395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: “Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем”, при этом.Святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.

Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

25 февраля Православный Церковный праздник.

Сегодня православные, церковные праздники: Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец. Святой Мелетий. Празднование Иверской иконы Божией Матери.

* Иверской иконы Божией Матери. * Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (381). *** Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского (1840).

Священномученика Урвана I, епископа Римского (ок. 223-230). Преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольского (895). Преподобного Вассиана Угличского (1509). Мучеников Саторнила, Плутина и Христа Албанского (1748).

Православные Святые угодники.

Святой Мелетий был епископом в Антиохии. Жил в IV в. и, подвизавшись в борьбе с еретиками-арианами, так восстановил их против себя своими обличениями, что не раз низводили его с епископской кафедры. Председательствовал на II Вселенском Соборе в 381 г. против Македония, который учил, что Дух Святой ниже Бога Отца и Сына. Скончался мирно прежде окончания собора. Однажды, когда Мелетий говорил весьма убедительную проповедь против ариан, то архидиакон, зараженный арианством, дерзнул зажать его уста; тогда святитель показал народу три перста, потом два из них согнул, а один оставил в прямом положении.

Святитель Алексий, митрополит Московский

Святитель Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в миру назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков». И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем стал митрополитом. При нем Россия была под татарским игом. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала болезнью глаз. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; путь же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану. По прибытии туда он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее святой водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память о чуде ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Кроме Чудова монастыря, он устроил в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник - Евангелие, переписанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре. Святитель Алексий скончался в 1378 г. на 86 году жизни. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу за стеклом облачение.

Иверская икона Божией Матери

Празднование Иверской иконы Божией Матери: 12 / 25 февраля, 13 / 26 октября и во вторник Светлой седмицы

Молитвы Ангелу – Хранителю

У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения.

Иконы « Сподручница грешных» и эверестской икона Божьей Матери защитят рожденных с 21

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанская икона Божьей Матери- заступницы

Просить защиты у иконы «Неопалимая купина» и « Страстная» следует тем, кто родился с

У икон Почаевской Божьей Матери, « Неопалимая купина», «Воздвижение Креста Господня»

В каждом доме желательно иметь Зверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница),

Молитва ангелу-хранителю общая – читается утром

Молитва ангелу-хранителю для защиты от беды с собою

ШЛА БОЖИЯ МАТЕРЬ ЧЕРЕЗ МОСТ, ЕЙ НА ВСТРЕЧУ НИКОЛАЙ УГОДНИК,ИЛЬЯ ПРОРОК,ТОАНН БОГОСЛОВ. КУДА ИДЕШЬ БОЖЬЯ МАТУШКА? ИДУ УМЫВАТЬ НЕРВЫ,ПРОДУВАТЬ ГЛАЗА И ГОРЕЧЬ ВЫГОНЯТЬ ИЗ РАБА БОЖЬЕГО(.) ИЗ ЕГО ГОЛОВЫ, ИЗ РУК, ИЗ НОГ, ИЗ ЖИВОТА, ИЗ СЕРДЦА, ИЗ ПЕЧЕНИ, ИЗ ЗЕЛЕНИ, ИЗ СЕЛЕЗЕНКИ, ИЗ МАТКИ(если женщина),ИЗ ЯИЧНИКОВ, ИЗ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ, ИЗ ШЕИ, ИЗ ПОЗВОНОЧНИКА ИЗ СИНИХ ЖИЛ ИЗ КРАСНОЙ КРОВИ. СПАСИТЕЛЬ С КРЕСТОМ,СПАСИТЕЛЬ НАД НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ ПОБЕДИТЕЛЬ.УХОДИТЕ,САТАНЫ С РАБА БЛОЖЬЕГО(.).УХОДИТЕ НЕЧИСТЫЕ ДУХИ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ.АМИНЬ.АМИНЬ.АМИНЬ. ВЫЙДИ НЕЧИСТЫЙ ДУХ С РАБА ЮОЖЬЕГО(.) ИЗ ГОЛОВЫ ИЗРУК ИЗНОГ ИЗ ЖИВОТА ИЗ СЕРДЦА ИЗ ЖЕЛУДКА ИЗ ПЕЧЕНИ ИЗ ЗЕЛЕНИ ИЗ СЕЛЕЗЕНКИ ИЗ МАТКИ (если женщина) ИЗ ЯИЧНИКОВ ИЗ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ ИЗ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ИДИ БОЛЬ ТУДА,ГДЕ ТРАВА НЕ РАСТЕТ,ГДЕ ВЕТЕР НЕ ВЕЕТ, ГДЕ СОЛНЦЕ НЕ ГРЕЕ. ИДИ В БЕЗДНУ НА ДНО. АМИНЬ.АМИНЬ.АМИНЬ. НЕ Я ЛЕЧУ НЕ Я ЗАГОВАРИВАЮ А БОЖЬЯ МАТУШКА. ОНА ЛЕЧИТ УМЫВАЕТ ЗАГОВАРИВАЕТ,ГОСПОДА БОГА НА ПОМОЩЬ ПРИЗЫВАЕТ С АНГЕЛАМИ С АРХАНГЕЛАМИ С НЕБЕСНЫМИ СИЛАМИ С ГОСПОДНЕЙ ЗАРЁЙ С ВЕЧЕРНЕЙ ЗВЕЗДОЙ. МИХАИЛ АРХАНГЕЛ ШЕЛ С НЕБЕС НЕС НА ГОЛОВЕ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ. ПОСТАВИЛ ЭТОТ КРЕСТ НА КАМЕННОМ МОСТУ И ОГРАДИЛ ЖЕЛЕЗНЫМИ ШТЫКАМИ ЗАПЕР ТРИДЦАТЬЮ ТРЕМЯ ЗАМКАМИ И ВСЕ ПОД ОДИН КЛЮЧ.И ОТДАЛ КЛЮЧ ПРЕСВЯТОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ПО ПРАВУЮ РУКУ.НИКТО ЭТИ ЗАМКИ НЕ ОТКРОЕТ.НИКТО РАБА БОЖЬЕГО(.)НЕ ИСПОРТИТ НИ В ЖИЛЬЕ НИ НА ПИРУ НИ В ПУТИ.ДЕНЬ ХОЖУ ПОД КРАСНЫМ СОЛНЫШКОМ,НОЧЬ ПОД ЯСНЫМ МЕСЯЦЕМ,ЧЕРТ-САТАНА ОТОЙДИ ОТ РАБА БОЖЬЕГО(.)НА ТЫСЯЧУ ДОРОГ НА ТЫСЯЧУ ПОЛЕЙ ГДЕ СКОТ НЕ ГУЛЯЕТ ГДЕ ЛЮДИ НЕ ХОДЯТ.А ЗДЕСЬ СВЯТАЯ ДОРОЖКА И СВЯТЫМ ДУХОМ ОГРАЖДЕНА. ГОСПОДИ СПАСИ И СОХРАНИ РАБА БОЖЬЕГО(.).АМИНЬ.АМИНЬ.АМИНЬ

Ты для души моей покой

Проси у Бога в Райских кущах;

И сохрани во дни гонений!

И если новый поворот

С Крещенья ты со мной идти

Везде и всюду обещался!

Я знаю – это ты, мой ясный,

Взлетал иль падал глубоко,

Как ты меня – любовью чистой!

И твой увидев силуэт,

Я подарю тебе лучистый.

Понравилось: 6 пользователям

  • 6 Запись понравилась
  • 76 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 76 Добавить в цитатник
    • 0 Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий LORITA

    Исходное сообщение LORITA

    Светуля, солнышко, спасибо за такую информацию, да, все под богом, и на всё для нас божья воля, дай Бог тебе здоровья, счастья и радости при нашей нелёгкой жизни)))

    Валюша все под Богом ходим это точно.успехов тебе во всём.

    Ответ на комментарий Defne

    Исходное сообщение Defne

    Светочка пусть твой Ангел бережет тебя от всех бед!Как себя чувствуешь?

    Танечка и твою семью пускай ангел хранитель бережёт.

    Ответ на комментарий ORLI

    Спасибо большое Светочка!

    Незримый друг, помощник лучший –

    Ты для души моей покой

    Проси у Бога в Райских кущах;

    И сохрани во дни гонений!

    И если новый поворот

    Вдруг приведёт к дороге терний,

    Чтоб дух мой силой наполнялся:

    С Крещенья ты со мной идти

    Везде и всюду обещался!

    Я знаю – это ты, мой ясный,

    Взлетал иль падал глубоко,

    Чтоб мне помочь низвергнуть страсти.

    Как ты меня – любовью чистой!

    И твой увидев силуэт,

    Я подарю тебе лучистый.

    Я сам себе Бог и Ангел;)

    Ответ на комментарий ORLI

    Исходное сообщение ORLI

    Исходное сообщение Логово_Бога_80

    Я сам себе Бог и Ангел;)

    Я помню об этом Андрюша ты как то говорил уже мне это)))храни тебя Господь.

    Ответ на комментарий ORLI

    Ответ на комментарий Логово_Бога_80

    Исходное сообщение Логово_Бога_80

    Исходное сообщение ORLI

    Исходное сообщение Логово_Бога_80

    Я сам себе Бог и Ангел;)

    Я помню об этом Андрюша ты как то говорил уже мне это)))храни тебя Господь.

    нечего плохого в этом нет все мы люди))

    Ответ на комментарий Russlana

    Исходное сообщение Russlana

    Спасибо большое Светочка! Беру себе. Здоровья и благополучия тебе и твоим близким!

    Русланочка взаимно счастья здоровья и успехов во всём тебе и твоей семье.

    Дай Бог тебе ЗДОРОВЬЯ,Светуль!

    Ответ на комментарий Аарон_маг

    Исходное сообщение Аарон_маг

    Ответ на комментарий Логово_Белой_Волчицы

    Исходное сообщение Логово_Белой_Волчицы

    Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского.

    Святой Мелетий был сначала епископом Севастийским в Армении1, но потом следующим образом был возведен на архиепископский престол в Антиохии. Архиепископ Антиохийский Евдоксий2, последователь арианского заблуждения, прельщаемый богатством константинопольского престола, захотел перейти туда, так как занимавший перед тем место архипастыря в Константинополе злочестивый еретик Македоний3 был извержен, а в царство Констанция4, сына Константина Великого, церковь Константинопольская изобиловала многими сокровищами и была гораздо богаче антиохийской и других церквей; посему Евдоксий, пренебрегая престолом антиохийским, начал домогаться престола константинопольского. Узнав о происках своего архиепископа, жители Антиохии сильно обиделись на Евдоксия, негодуя на него за то, что он презирает свою церковь, и потому изгнали его. Отправившись в Константинополь, Евдоксий получил там престол5; а жители Антиохии, собрав собор, совещались все вместе, кого бы выбрать на место Евдоксия; на этом соборе большую часть присутствующих составляли арияне, которые были тогда в большой силе; число же православных было невелико; к тому же их презирали и называли евстафианами, по имени святого Евстафия6, который в бытность свою архиепископом Антиохийским потерпел изгнание за православную веру. На устах всех присутствующих на том соборе было имя святого Мелетия, все хотели иметь его у себя архиепископом, но особенно желали того ариане: ибо они считали его своим единомышленником и надеялись, что он и евстафиан склонит к их мудрованию и всю Антиохию научит арианскому заблуждению. Итак, на собор общим голосом Мелетий был избран на архиепископскую кафедру; соборное постановление все подтвердили подписью своих рук и отдали его на сохранение бывшему на том соборе святому Евсевию, епископу Самосатскому7, мужу православному. Затем послали свою просьбу к святому Мелетию вместе с царской грамотой, и с великой честью при большом стечении народа привели его в Антиохию; прибытие в город этого святого мужа епископ Феодорит8 описывает так: “Когда призванный царем великий Мелетий приближался к Антиохии, ему вышли навстречу все, кто носил сан священника, церковнослужители и все граждане: здесь были и иудеи и неверующие, все желали одного – увидеть славнейшего Мелетия”.

    Так описывает это событие Феодорит. Итак, святой Мелетий был возведен на архиепископский престол в Антиохии, ибо был он муж достойный того, премудрый и исполненный святости; о нем свидетельствует и святой Епифаний9, живший тогда же. Осыпая его похвалами, о нем так он пишет: “В великом почтении у нас тот муж (святой Мелетий), везде о нем идет добрая слава; в жизни своей он постоянен, честен, обычаи его достохвальны; народ любит его за непорочную жизнь; все весьма удивляются ему”.

    Так отзывается о Мелетии святой Епифаний. Насколько любил его народ, это видно из того, что при его посвящении каждый старался пригласить его к своему дому, желая, чтобы прибытие святого дало ему благословение.

    Святой Евсевий, епископ Самосатский, видя, что в Антиохийской церкви происходит такое волнение от еретиков, которые изгнали неповинного своего епископа святого Мелетия, сожалел об этом весьма сильно. Встав, он вышел из Антиохии, не сообщая никому о том, и отправился в свой город. Узнав об уходе Евсевия, ариане вспомнили, что у него находится на сохранении грамота на архиепископство святого Мелетия, составленная и подписанная всем собором: они боялись, как бы святой Евсевий не стал обличать их когда-либо на соборе, что они сами себе единогласно выбрали архиепископа, а потом сами же и изгнали его: посему они упросили царя, который был тогда в Антиохии, чтобы он повелел послать за Евсевием и взять у него грамоту.

    Царь тотчас же послал за Евсевием всадника, с тем чтобы он как можно скорее настиг епископа. Когда посланный настиг Евсевия и передал ему царское повеление, святой епископ отвечал: “Я не могу теперь отдать грамоты, а отдам ее только тогда, когда все вверившие мне ее соберутся опять вместе”.

    Так посланный вернулся к царю, не добившись ничего. Тогда царь сильно разгневался и, написав послание, отправил его к святому Евсевию; в этом послании было сказано, что, если Евсевий не отдаст грамоты, ему отсекут правую руку. Царь написал так для того, чтобы только устрашить святого, приводить же свою угрозу в исполнение он запретил посланному. Когда царский посол вторично прибыл к святому епископу и вручил ему грозное послание, Евсевий, прочитав его, простер обе свои руки со словами: “Вы можете отсечь не только одну правую руку, но даже и левую, но грамоты я не отдам, ибо она явно обличает злобу и беззаконие ариан”.

    Снова пришлось возвратиться послу ни с чем. Услышав такой ответ святого, царь весьма удивился неустрашимому мужеству и неизменному постоянству Евсевия и впоследствии пред многими отзывался о нем с великими похвалами.

    В то время собрался поместный собор в Антиохии, собранный святым Мелетием и Евсевием Самосатским. На нем ариане исповедали единосущие Сына с Отцом и признали правой веру, утвержденную на 1 Вселенском Соборе в Никее; но это их исповедание было неискренне и ложно, ибо когда вскоре после этого умер царь Иовиан и на престол вступил Валент14, еретики ясно доказали, что они не отстали от своего зловерия; они обратили в свое заблуждение даже и царя через жену его Домникию. Тогда снова стали гнать церковь православных, снова стали изгонять ее пастырей: этот нечестивый царь Валент пробыл долгое время в Антиохии, утверждая там и насаждая ересь арианскую; наущаемый еретиками, он изгнал и святейшего архиепископа Мелетия; и находился в изгнании святой до самой смерти Валента.

    Услышав эти слова, преподобный Симеон принял этот совет; он снял оковы и связал себя свободной своей волей, чтобы быть добровольным узником Иисуса Христа.

    Так святой Мелетий всех удивил, посрамил еретиков, а православных укрепил в вере православной: утвердил он также и святого Григория Богослова на патриаршеском Константинопольском престоле. Вскоре после сего, когда собор еще не состоялся и еще не все епископы съехались в Константинополь, святой Мелетий мало поболел, мирно предал Господу свою душу20, повергнув царя, архиереев и весь православный народ в сильную скорбь. Все с честью погребли сего славного архипастыря, и перенесли в Антиохию: здесь его честное тело положено было близ священномученика Вавилы на защищение города во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

    Духовнаго твоего дерзновения убоявся, отступник бегает Македоний: молитвенное же служение совершающе твои раби, любовию притекаем, ангелом собеседниче Мелетие, огненный мечу Христа Бога нашего, вся безбожныя закалаяй. Воспеваем тя светильника, просветившаго вся.

    1 Севастия Армянская – на северо-востоке Малой Азии.

    2 Евдоксий занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г.

    3 Македоний I, патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он вот служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына.

    4 Император Констанций царствовал с 337 по 361 г.

    5 Евдоксий патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г.

    6 Святой Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г.

    7 Святой священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня.

    8 Феодорит, епископ Кипрский, – один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории.

    9 Святой Епифаний, архиепископ Кипрский, – известный церковный писатель III в. Скончался в403 г. Память его 22 мая.

    10 Савеллий неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец – Он на небе, как Сын – на земле, как Святой Дух – в тварях.

    11 Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.

    13 Иовиан царствовал с 363 по 364 г.

    14 Валент царствовал с 364 по 378 г.

    15 Грациан царствовал с 383 по 392 г.

    16 Флавиан патриаршествовал с 381 по 404 г.

    17 Разумеется святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября.

    18 Феодосий Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.

    19 В 881 г. На этом соборе осуждена была ересь Македония, и Никейский Символ веры был дополнен и закончен новыми пятью членами Символа.

    20 Святой Мелетий, патриарх Антиохийский, скончался в 381 г. во время II Вселенского Собора. Святой Григорий Нисский, пред лицом собора, почтил память святого Мелетия похвальным словом, а святой Златоуст то же сделал по вступлении своем в сан священства. От святого Мелетия сохранилась беседа, трактующая, главным образом, об единосущии Сына Божия с Богом Отцом и письмо к императору Иовиану, представляющее его исповедание Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

    Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца

Святой Мелетий был сначала епископом Севастийским в Армении1, но потом следующим образом был возведен на архиепископский престол в Антиохии. Архиепископ Антиохийский Евдоксий2, последователь арианского заблуждения, прельщаемый богатством константинопольского престола, захотел перейти туда, так как занимавший перед тем место архипастыря в Константинополе злочестивый еретик Македоний3 был извержен, а в царство Констанция4, сына Константина Великого, церковь Константинопольская изобиловала многими сокровищами и была гораздо богаче антиохийской и других церквей; посему Евдоксий, пренебрегая престолом антиохийским, начал домогаться престола константинопольского. Узнав о происках своего архиепископа, жители Антиохии сильно обиделись на Евдоксия, негодуя на него за то, что он презирает свою церковь, и потому изгнали его. Отправившись в Константинополь, Евдоксий получил там престол5; а жители Антиохии, собрав собор, совещались все вместе, кого бы выбрать на место Евдоксия; на этом соборе большую часть присутствующих составляли арияне, которые были тогда в большой силе; число же православных было невелико; к тому же их презирали и называли евстафианами, по имени святого Евстафия6, который в бытность свою архиепископом Антиохийским потерпел изгнание за православную веру. На устах всех присутствующих на том соборе было имя святого Мелетия, все хотели иметь его у себя архиепископом, но особенно желали того ариане: ибо они считали его своим единомышленником и надеялись, что он и евстафиан склонит к их мудрованию и всю Антиохию научит арианскому заблуждению. Итак, на собор общим голосом Мелетий был избран на архиепископскую кафедру; соборное постановление все подтвердили подписью своих рук и отдали его на сохранение бывшему на том соборе святому Евсевию, епископу Самосатскому7, мужу православному. Затем послали свою просьбу к святому Мелетию вместе с царской грамотой, и с великой честью при большом стечении народа привели его в Антиохию; прибытие в город этого святого мужа епископ Феодорит8 описывает так: "Когда призванный царем великий Мелетий приближался к Антиохии, ему вышли навстречу все, кто носил сан священника, церковнослужители и все граждане: здесь были и иудеи и неверующие, все желали одного - увидеть славнейшего Мелетия".
Так описывает это событие Феодорит. Итак, святой Мелетий был возведен на архиепископский престол в Антиохии, ибо был он муж достойный того, премудрый и исполненный святости; о нем свидетельствует и святой Епифаний9, живший тогда же. Осыпая его похвалами, о нем так он пишет: "В великом почтении у нас тот муж (святой Мелетий), везде о нем идет добрая слава; в жизни своей он постоянен, честен, обычаи его достохвальны; народ любит его за непорочную жизнь; все весьма удивляются ему".
Так отзывается о Мелетии святой Епифаний. Насколько любил его народ, это видно из того, что при его посвящении каждый старался пригласить его к своему дому, желая, чтобы прибытие святого дало ему благословение.
Вступив на антиохийский престол, святой Мелетий стал ревностно поучать людей добродетельной жизни, благим нравам, приготовляя в сердцах их путь к истинному правоверию; ибо святой полагал, что с большим успехом он может всеять семена православия в души своей паствы, если сначала исправит злые нравы людей, исторгнув из сердечной нивы их терния и волчец. Тогда Мелетий поставил диаконом и великого Василия, пришедшего в Иерусалим из Антиохии. Другой знаменитый муж того времени, святой Иоанн Златоуст, в то время был еще небольшим отроком; он воспринял от святого крещение, был в числе народа, встречавшего Мелетия, а во время пребывания в Антиохии Василия он проходил книжное учение; впоследствии в своем похвальном слове святому Мелетию он описал тридцатидневное отлучение его от Церкви, которому подвергли святого еретики. Это произошло так. Весь народ хотел точно знать, какого исповедания держится их новый архиепископ; когда просили об этом Мелетия, то он обратился к народу в церкви с проповедью слова Божия, в которой прославлял православную веру, утвержденную на первом Вселенском Соборе, бывшем в Никее, исповедывал он также, что Сын Божий соприсносущен, соестественен, равен с Богом Отцом, что Он не создан, что Он - Творец всей твари. Так святой велегласно поучал народ; услышав это, архидиакон Антиохийской церкви, разделявший нечестивое учение Ария, подошел к своему архиепископу и дерзновенно рукой своей замкнул уста святого, чтобы он не мог ни исповедывать истинной веры, ни поучать православию. Хотя рука архидиакона и мешала говорить Мелетию, однако он, протянув свою руку к народу, перстами еще явственнее, чем языком исповедывал Святую Троицу: сначала он показал три перста, изображая таким образом три лица Божества; пригнув два, он оставил один, показывая так единое в трех Лицах Божество. Увидев то, архидиакон, отпустив уста святого, схватил его за руку, которая так ясно изображала Троицу. Освободившись, святой стал языком исповедывать и прославлять Единую Троицу, увещевал внимавший ему народ крепко и неотступно держаться исповедания, утвержденного на Никейском соборе: всякий, - говорил он, - кто отвергает догматы Никейского собора, далеко стоит от истины. И так продолжалось долгое время: названный архидиакон или заграждал уста святителю, не давая ему, таким образом, говорить, или удерживал его руку, препятствуя ей изображать перстами Троицу, а святитель то устами, то перстами своими ясно проповедовал народу православную веру. Тогда православные, называемые еретиками "евстафианами", возвеселились великой радостью, видя на престоле апостольском такого благочестивого архиерея, и в ликовании восклицали, поддерживая истинное исповедание своего пастыря; сильно опечалились бывшим ариане. Они изгнали Божьего архиерея из церкви и всюду стали хулить его, утверждая, что он еретик, последователь учения Савеллия10: они внушили также царю Констанцию, чтобы он осудил Мелетия и отправил бы его на заточение на родину в Армению. Ночью святого вывели из Антиохии и отправили в Армению, а на место его был избран некий Евзой, последователь Ария, бывший во время избрания Мелетия еще диаконом.
Святой Евсевий, епископ Самосатский, видя, что в Антиохийской церкви происходит такое волнение от еретиков, которые изгнали неповинного своего епископа святого Мелетия, сожалел об этом весьма сильно. Встав, он вышел из Антиохии, не сообщая никому о том, и отправился в свой город. Узнав об уходе Евсевия, ариане вспомнили, что у него находится на сохранении грамота на архиепископство святого Мелетия, составленная и подписанная всем собором: они боялись, как бы святой Евсевий не стал обличать их когда-либо на соборе, что они сами себе единогласно выбрали архиепископа, а потом сами же и изгнали его: посему они упросили царя, который был тогда в Антиохии, чтобы он повелел послать за Евсевием и взять у него грамоту.
Царь тотчас же послал за Евсевием всадника, с тем чтобы он как можно скорее настиг епископа. Когда посланный настиг Евсевия и передал ему царское повеление, святой епископ отвечал: "Я не могу теперь отдать грамоты, а отдам ее только тогда, когда все вверившие мне ее соберутся опять вместе".
Так посланный вернулся к царю, не добившись ничего. Тогда царь сильно разгневался и, написав послание, отправил его к святому Евсевию; в этом послании было сказано, что, если Евсевий не отдаст грамоты, ему отсекут правую руку. Царь написал так для того, чтобы только устрашить святого, приводить же свою угрозу в исполнение он запретил посланному. Когда царский посол вторично прибыл к святому епископу и вручил ему грозное послание, Евсевий, прочитав его, простер обе свои руки со словами: "Вы можете отсечь не только одну правую руку, но даже и левую, но грамоты я не отдам, ибо она явно обличает злобу и беззаконие ариан".
Снова пришлось возвратиться послу ни с чем. Услышав такой ответ святого, царь весьма удивился неустрашимому мужеству и неизменному постоянству Евсевия и впоследствии пред многими отзывался о нем с великими похвалами.
После свержения святого Мелетия с архиепископского престола православные отделились от ариан; они взяли себе одну церковь, стоявшую за городскими стенами на месте, называемом Палея, и в церкви той пресвитер Павлин совершал для них службы по чину православной церкви. Спустя несколько лет царь Констанций умер, а на его место вступил Юлиан Отступник11. В начале своего царствования Юлиан лицемерно показывал себя благочестивым, освободил всех бывших в изгнании епископов и повелел им возвратиться на свои престолы. Тогда, в силу царского повеления, и святой Мелетий возвратился из своего заточения в Антиохию. Он нашел, что в этом городе церковь православных разделилась на две части: одни ожидали возвращения на архиепископский престол его, святого Мелетия, другие же, не дожидаясь его, избрали епископом вышеупомянутого пресвитера Павлина; последние назывались тогда павлинианами, а первые мелетианами: причиной разделения было также и то, что павлиниане не принимали в общение с собой тех из последователей учения Ария, которые возвратились в православие через учение святого Мелетия, а не принимали они к себе таковых по двум причинам: во-первых, эти лица получили крещение от ариан: во-вторых, потому, что и сам святой Мелетий был избран на архиепископство Антиохийское и арианами, которых на соборе было более православных: обе эти части одинаково держались православных догматов, но поводом к разделению служили только описанные обстоятельства. Вернувшись, святой стал ревностно заботиться о том, чтобы снова соединить разделившееся стадо Христово. Кроткий и смиренный сердцем архиепископ не отрицал и епископства Павлина, но признавал его, а сам пас новое стадо - именно обратившихся из арианства в православие, которых тогда павлиниане не принимали в общение. Когда же беззаконный Юлиан, утвердившись на престоле, явно отвергся от Христа и стал поклоняться идолам, тогда снова святой Мелетий был изгнан из Антиохии. По всему обширному царству Юлиана было воздвигнуто на христиан гонение, которое особенно было сильно в Антиохии. Беззаконный царь, отправляясь в поход со всем своим войском в Персию, прибыл в Антиохию: здесь он приносил много жертв идолу Аполлона, стоявшему на месте, называемом Дафна: это место находилось в предградии Антиохийском: здесь были положены и мощи святого мученика Вавилы с тремя младенцами12. Однажды царь спросил лживого своего бога Аполлона, некогда дававшего людям ответы, победит ли он персов? Идол ничего не отвечал ему, ибо с тех пор, как были перенесены в то место мощи святого Вавилы, бес отбежал оттуда: с того времени и перестал давать ответы идол, прежде много предсказывавший, ибо сей бес прорицал через идола. Царь был опечален, что идол перестанет давать предсказания: узнав от тамошних жрецов, что мощи Вавилы были причиной молчания идола Аполлона, он приказал галилеянам - так называл он христиан - взять оттуда те мощи. Лишь только они были взяты, на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом: это очень опечалило и посрамило нечестивых жрецов, и они решили отомстить христианам. Для сего они стали говорить перед царем, что галилеяне из ненависти зажгли ночью храм Аполлона. Тогда царь исполнился ярости на христиан: он приказал преследовать и гнать их, тогда же и святой архиепископ Мелетий был изгнан из города; другие христиане, добровольно убежав из Антиохии, скрывались в тайных убежищах. Тогда были подвергнуты мучению и два святых пресвитера антиохийских - Евгений и Макарий, и святой Артемий. Когда богоненавистный этот царь Юлиан погиб ужасной смертью, на царский престол вступил благочестивый и христолюбивый Иовиан13. Тогда опять святой Мелетий стал пастырем и учителем православия в Антиохии, и царь Иовиан почитал преподобного и сильно любил. Посему и ариане стали убояться святого. Некоторые из их епископов стали даже лицемерно покровительствовать православному исповеданию, желая тем угодить царю и Антиохийскому архиепископу Мелетию.
В то время собрался поместный собор в Антиохии, собранный святым Мелетием и Евсевием Самосатским. На нем ариане исповедали единосущие Сына с Отцом и признали правой веру, утвержденную на 1 Вселенском Соборе в Никее; но это их исповедание было неискренне и ложно, ибо когда вскоре после этого умер царь Иовиан и на престол вступил Валент14, еретики ясно доказали, что они не отстали от своего зловерия; они обратили в свое заблуждение даже и царя через жену его Домникию. Тогда снова стали гнать церковь православных, снова стали изгонять ее пастырей: этот нечестивый царь Валент пробыл долгое время в Антиохии, утверждая там и насаждая ересь арианскую; наущаемый еретиками, он изгнал и святейшего архиепископа Мелетия; и находился в изгнании святой до самой смерти Валента.
После Валента на престол вступил благочестивый царь Грациан15; тогда снова были возвращены из заточения царским повелением православные архиереи, которые беспрепятственно заняли свои престолы. Тогда и святой Мелетий уже в третий раз возвратился в Антиохию на свой престол, но разногласие между верными из-за двух архиереев - Павлина и Мелетия еще продолжалось: все еще одни считали архиереем одного, другие же другого, причем обе стороны чуждались друг друга; святой приложил все свое старание к тому, чтобы примирить тех и других. Тогда благочестивый и христолюбивый царь Грациан издал для всей своей области повеление, в силу которого все церкви должны быть отобраны у ариан и возвращены православным. С таким царским повелением прибыл в Антиохию некий князь по имени Сапор. Перед царским посланником и обратился святой Мелетий к епископу Павлину с такими словами: "Поелику и мне Господь поручил заботиться о сем стаде и ты некоторую часть из них взял от меня под свое руководство, сами же овцы ничем не отличаются друг от друга в вероисповедании, то соединим стадо, брат мой, прекратим всякий спор из-за первенства, будем вместе пасти словесных овец, сообща будем заботиться о них. Если же обладание архипастырским престолом производит распрю между нами, то я постараюсь истребить ее: я положу на сей престол божественное Евангелие, и поступим так: оба мы сядем по обе стороны Евангелия, и, если я первый окончу свое жизненное поприще, то ты один будешь пасти стадо: если же ты первым отдашь свою душу Богу, то я по силе моей буду заботиться о пастве". Так предложил святой Мелетий, отличавшийся необычайной кротостью, но Павлин не согласился на такое предложение. Тогда князь Сапор возвестил о том царю и, получив от него ответное послание, отнял соборный храм вместе с другими церквами у ариан и отдал его святейшему Мелетию, а Павлин продолжал пасти тех овец, которых он некогда взял у Мелетия. Итак, святой архиепископ принял тот престол, на который был единогласно избран соборным постановлением. Ревностно и мудро он стал управлять своею паствой в мире и тишине до самой блаженной своей кончины. Ариане уже не могли более возвышаться и причинять утеснение Христовой церкви и ее добрым пастырям: в особенности же они не могли более преследовать святого Мелетия, который сиял, как солнце, озаряя Церковь и прогоняя тьму ересей. Следуя его поучениям, многие антиохийцы преуспевали в добродетелях и православной вере и подобно ему стали совершенными светилами Церкви. Таков был Флавиан16, который после Мелетия вступил на престол его, Акакий, бывший впоследствии епископом Верийским, Диодор Тарсийский, Елпидий, доместик Мелетиев, занимавший потом епископскую кафедру в Лаодикии. В особенности же известны святой Иоанн, впоследствии нареченный Златоустым, который был рукоположен в диаконы святым Мелетием, и друг Иоанна, Василий, не Кесарийский, но другой, равноименный с последним, но только более молодой, уроженец Антиохии, возраставший вместе со святым Иоанном. Эти и многие другие украшали и просвещали потом Церковь Христову, каждый в своем месте, подобно свечам в подсвечнике. В то время в стране сирской, где находилась и Антиохия, начал свой подвиг и святой Симеон17, который потом вошел на столп, а сначала сковал себя железной цепью на высоком холме, как о том рассказывается в его житии. Услышав о том, блаженный Мелетий пришел к нему и, увидев его в узах, сказал: "Человек может владеть собой и без оков, не железной цепью, но волей и разумом своим привязать себя к одному месту".
Услышав эти слова, преподобный Симеон принял этот совет; он снял оковы и связал себя свободной своей волей, чтобы быть добровольным узником Иисуса Христа.
Незадолго до блаженной кончины святого Мелетия воцарился благочестивый Феодосий18, который был сначала знаменитым воеводой у царя Грациана и пользовался большим почетом за свою храбрость, ибо он часто со славой побеждал варварские полки. Этот Феодосий, еще до вступления своего на царский престол, видел однажды во сне архиепископа Антиохийского, святого Мелетия; ранее он никогда его не видел наяву, но только слышал о нем. Во сне Феодосий видел, будто Мелетий стал рядом с ним и возложил на него царскую хламиду и венец царский. Проснувшись, Феодосий рассказал о своем видении одному из своих домашних и изумлялся, что бы это могло обозначать; вскоре после этого видение то исполнилось на самом деле. Царь Грациан, убедившись, что одному ему невозможно управлять востоком и западом вследствие обширности империи, и видя, что отовсюду грозят варвары, избрал помощником себе для управления государством воеводу Феодосия, как добродетельного, храброго и православного мужа: ему-то и поручил он всю восточную половину империи, которой сначала обладал царь Валент, а сам взял себе западную часть. Приняв восточную половину и победив наступавших на Фракию готов, Феодосии прибыл в Константинополь и пожелал увидеть святого Мелетия, который, как ему представилось в сонном видении, венчал его на царство. В то время, по согласию святых великих отцов, православных архиереев, и по изволению благочестивых царей Грациана и Феодосия начал собираться в Царьграде II Вселенский Собор19. Епископы со всей вселенной царскими посланиями призывались на сей собор. Тогда прибыл в Константинополь и святейший архиепископ Антиохийский Мелетий. Царь Феодосий приказал боярам и своим домашним, чтобы никто не указывал ему святого Мелетия: он сам хотел узнать его, судя по тому лицу, которое он видел во сне, и окончательно убедиться, что действительно Мелетий, а не другой какой-либо архиерей венчал его в видении на царство. Когда большой собор епископов входил в царскую палату, царь, смотря на них, тотчас увидел и узнал святого Мелетия. Оставив всех и подойдя, он припал к стопам Мелетия и стал лобызать руки, перси, очи, уста, главу святого, словно почтительнейший сын встречал своего отца, которого давно желал видеть. Перед всеми царь рассказал, как явился ему в видении этот святой, надевая на него царский венец и порфиру, и оказывал ему предпочтение перед всеми архиереями. На том соборе святой Мелетий удивил всех следующим чудесным знамением. Когда ариане неправославно мудрствовали о Святой Троице и своим злочестивым учением развращали благочестивую веру, тогда сей божественный муж, встав, показал людям, которые просили его поучения, три перста в знамение трех лиц Святой Троицы: затем, соединив два перста и пригнув один, он благословил людей. В то время его осенил огонь, словно молния, и святой громко воскликнул: "Три Ипостаси мы разумеваем и об одном Существе беседуем".
Так святой Мелетий всех удивил, посрамил еретиков, а православных укрепил в вере православной: утвердил он также и святого Григория Богослова на патриаршеском Константинопольском престоле. Вскоре после сего, когда собор еще не состоялся и еще не все епископы съехались в Константинополь, святой Мелетий мало поболел, мирно предал Господу свою душу20, повергнув царя, архиереев и весь православный народ в сильную скорбь. Все с честью погребли сего славного архипастыря, и перенесли в Антиохию: здесь его честное тело положено было близ священномученика Вавилы на защищение города во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
Кондак, глас 6:
Духовнаго твоего дерзновения убоявся, отступник бегает Македоний: молитвенное же служение совершающе твои раби, любовию притекаем, ангелом собеседниче Мелетие, огненный мечу Христа Бога нашего, вся безбожныя закалаяй. Воспеваем тя светильника, просветившаго вся.

1 Севастия Армянская - на северо-востоке Малой Азии.
2 Евдоксий занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г.
3 Македоний I, патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он вот служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына.
4 Император Констанций царствовал с 337 по 361 г.
5 Евдоксий патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г.
6 Святой Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г.
7 Святой священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня.
8 Феодорит, епископ Кипрский, - один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории.
9 Святой Епифаний, архиепископ Кипрский, - известный церковный писатель III в. Скончался в403 г. Память его 22 мая.
10 Савеллий неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец - Он на небе, как Сын - на земле, как Святой Дух - в тварях.
11 Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.
12 Память святого Вавилы, епископа Антиохийского, совершается 4 сентября.
13 Иовиан царствовал с 363 по 364 г.
14 Валент царствовал с 364 по 378 г.
15 Грациан царствовал с 383 по 392 г.
16 Флавиан патриаршествовал с 381 по 404 г.
17 Разумеется святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября.
18 Феодосий Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.
19 В 881 г. На этом соборе осуждена была ересь Македония, и Никейский Символ веры был дополнен и закончен новыми пятью членами Символа.
20 Святой Мелетий, патриарх Антиохийский, скончался в 381 г. во время II Вселенского Собора. Святой Григорий Нисский, пред лицом собора, почтил память святого Мелетия похвальным словом, а святой Златоуст то же сделал по вступлении своем в сан священства. От святого Мелетия сохранилась беседа, трактующая, главным образом, об единосущии Сына Божия с Богом Отцом и письмо к императору Иовиану, представляющее его исповедание Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

Данная статья содержит: мелетий антиохийский в чем помогает молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Сегодня православные, церковные праздники: Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец. Святой Мелетий. Празднование Иверской иконы Божией Матери.

* Иверской иконы Божией Матери. * Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (381). *** Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского (1840).

Священномученика Урвана I, епископа Римского (ок. 223-230). Преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольского (895). Преподобного Вассиана Угличского (1509). Мучеников Саторнила, Плутина и Христа Албанского (1748).

Православные Святые угодники.

Святой Мелетий был епископом в Антиохии. Жил в IV в. и, подвизавшись в борьбе с еретиками-арианами, так восстановил их против себя своими обличениями, что не раз низводили его с епископской кафедры. Председательствовал на II Вселенском Соборе в 381 г. против Македония, который учил, что Дух Святой ниже Бога Отца и Сына. Скончался мирно прежде окончания собора. Однажды, когда Мелетий говорил весьма убедительную проповедь против ариан, то архидиакон, зараженный арианством, дерзнул зажать его уста; тогда святитель показал народу три перста, потом два из них согнул, а один оставил в прямом положении.

Святитель Алексий, митрополит Московский

Святитель Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в миру назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков». И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем стал митрополитом. При нем Россия была под татарским игом. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала болезнью глаз. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; путь же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану. По прибытии туда он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее святой водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память о чуде ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Кроме Чудова монастыря, он устроил в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник - Евангелие, переписанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре. Святитель Алексий скончался в 1378 г. на 86 году жизни. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу за стеклом облачение.

Иверская икона Божией Матери

Празднование Иверской иконы Божией Матери: 12 / 25 февраля, 13 / 26 октября и во вторник Светлой седмицы

Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский

Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру.

Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский Святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.

Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник Православия – святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал Богословский трактат “Изложение веры”, который способствовал обращению к Православию многих ариан.

В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379 – 395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: “Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем”, при этом.Святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.

Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

Житие Мелетия Антиохийского

Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского, Память 12 февраля

Святой Мелетий был сначала епископом Севастийским в Армении 1 , но потом следующим образом был возведен на архиепископский престол в Антиохии. Архиепископ Антиохийский Евдоксий 2 , последователь арианского заблуждения, прельщаемый богатством константинопольского престола, захотел перейти туда, так как занимавший перед тем место архипастыря в Константинополе злочестивый еретик Македоний 3 был извержен, а в царство Констанция 4 , сына Константина Великого, церковь Константинопольская изобиловала многими сокровищами и была гораздо богаче антиохийской и других церквей; посему Евдоксий, пренебрегая престолом антиохийским, начал домогаться престола константинопольского.

Узнав о происках своего архиепископа, жители Антиохии сильно обиделись на Евдоксия, негодуя на него за то, что он презирает свою церковь, и потому изгнали его. Отправившись в Константинополь, Евдоксий получил там престол 5 ; а жители Антиохии, собрав собор, совещались все вместе, кого бы выбрать на место Евдоксия; на этом соборе большую часть присутствующих составляли арияне, которые были тогда в большой силе; число же православных было невелико; к тому же их презирали и называли евстафианами, по имени святого Евстафия 6 , который в бытность свою архиепископом Антиохийским потерпел изгнание за православную веру.

На устах всех присутствующих на том соборе было имя святого Мелетия, все хотели иметь его у себя архиепископом, но особенно желали того ариане: ибо они считали его своим единомышленником и надеялись, что он и евстафиан склонит к их мудрованию и всю Антиохию научит арианскому заблуждению. Итак, на собор общим голосом Мелетий был избран на архиепископскую кафедру; соборное постановление все подтвердили подписью своих рук и отдали его на сохранение бывшему на том соборе святому Евсевию, епископу Самосатскому 7 , мужу православному.

Затем послали свою просьбу к святому Мелетию вместе с царской грамотой, и с великой честью при большом стечении народа привели его в Антиохию; прибытие в город этого святого мужа епископ Феодорит 8 описывает так: "Когда призванный царем великий Мелетий приближался к Антиохии, ему вышли навстречу все, кто носил сан священника, церковнослужители и все граждане: здесь были и иудеи и неверующие, все желали одного – увидеть славнейшего Мелетия".

Так описывает это событие Феодорит. Итак, святой Мелетий был возведен на архиепископский престол в Антиохии, ибо был он муж достойный того, премудрый и исполненный святости; о нем свидетельствует и святой Епифаний 9 , живший тогда же. Осыпая его похвалами, о нем так он пишет: "В великом почтении у нас тот муж (святой Мелетий), везде о нем идет добрая слава; в жизни своей он постоянен, честен, обычаи его достохвальны; народ любит его за непорочную жизнь; все весьма удивляются ему".

Так отзывается о Мелетии святой Епифаний. Насколько любил его народ, это видно из того, что при его посвящении каждый старался пригласить его к своему дому, желая, чтобы прибытие святого дало ему благословение.

Святой Евсевий, епископ Самосатский, видя, что в Антиохийской церкви происходит такое волнение от еретиков, которые изгнали неповинного своего епископа святого Мелетия, сожалел об этом весьма сильно. Встав, он вышел из Антиохии, не сообщая никому о том, и отправился в свой город. Узнав об уходе Евсевия, ариане вспомнили, что у него находится на сохранении грамота на архиепископство святого Мелетия, составленная и подписанная всем собором: они боялись, как бы святой Евсевий не стал обличать их когда-либо на соборе, что они сами себе единогласно выбрали архиепископа, а потом сами же и изгнали его: посему они упросили царя, который был тогда в Антиохии, чтобы он повелел послать за Евсевием и взять у него грамоту.

Царь тотчас же послал за Евсевием всадника, с тем чтобы он как можно скорее настиг епископа. Когда посланный настиг Евсевия и передал ему царское повеление, святой епископ отвечал: "Я не могу теперь отдать грамоты, а отдам ее только тогда, когда все вверившие мне ее соберутся опять вместе".

Так посланный вернулся к царю, не добившись ничего. Тогда царь сильно разгневался и, написав послание, отправил его к святому Евсевию; в этом послании было сказано, что, если Евсевий не отдаст грамоты, ему отсекут правую руку. Царь написал так для того, чтобы только устрашить святого, приводить же свою угрозу в исполнение он запретил посланному. Когда царский посол вторично прибыл к святому епископу и вручил ему грозное послание, Евсевий, прочитав его, простер обе свои руки со словами: "Вы можете отсечь не только одну правую руку, но даже и левую, но грамоты я не отдам, ибо она явно обличает злобу и беззаконие ариан".

Снова пришлось возвратиться послу ни с чем. Услышав такой ответ святого, царь весьма удивился неустрашимому мужеству и неизменному постоянству Евсевия и впоследствии пред многими отзывался о нем с великими похвалами.

В то время собрался поместный собор в Антиохии, собранный святым Мелетием и Евсевием Самосатским. На нем ариане исповедали единосущие Сына с Отцом и признали правой веру, утвержденную на 1 Вселенском Соборе в Никее; но это их исповедание было неискренне и ложно, ибо когда вскоре после этого умер царь Иовиан и на престол вступил Валент 14 , еретики ясно доказали, что они не отстали от своего зловерия; они обратили в свое заблуждение даже и царя через жену его Домникию. Тогда снова стали гнать церковь православных, снова стали изгонять ее пастырей: этот нечестивый царь Валент пробыл долгое время в Антиохии, утверждая там и насаждая ересь арианскую; наущаемый еретиками, он изгнал и святейшего архиепископа Мелетия; и находился в изгнании святой до самой смерти Валента.

Услышав эти слова, преподобный Симеон принял этот совет; он снял оковы и связал себя свободной своей волей, чтобы быть добровольным узником Иисуса Христа.

Так святой Мелетий всех удивил, посрамил еретиков, а православных укрепил в вере православной: утвердил он также и святого Григория Богослова на патриаршеском Константинопольском престоле. Вскоре после сего, когда собор еще не состоялся и еще не все епископы съехались в Константинополь, святой Мелетий мало поболел, мирно предал Господу свою душу 20 , повергнув царя, архиереев и весь православный народ в сильную скорбь. Все с честью погребли сего славного архипастыря, и перенесли в Антиохию: здесь его честное тело положено было близ священномученика Вавилы на защищение города во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Духовнаго твоего дерзновения убоявся, отступник бегает Македоний: молитвенное же служение совершающе твои раби, любовию притекаем, ангелом собеседниче Мелетие, огненный мечу Христа Бога нашего, вся безбожныя закалаяй. Воспеваем тя светильника, просветившаго вся.

1 Севастия Армянская – на северо-востоке Малой Азии.

2 Евдоксий занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г.

3 Македоний I, патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он вот служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына.

4 Император Констанций царствовал с 337 по 361 г.

5 Евдоксий патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г.

6 Святой Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г.

7 Святой священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня.

8 Феодорит, епископ Кипрский, – один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории.

9 Святой Епифаний, архиепископ Кипрский, – известный церковный писатель III в. Скончался в403 г. Память его 22 мая.

10 Савеллий неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец – Он на небе, как Сын – на земле, как Святой Дух – в тварях.

11 Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.

13 Иовиан царствовал с 363 по 364 г.

14 Валент царствовал с 364 по 378 г.

15 Грациан царствовал с 383 по 392 г.

16 Флавиан патриаршествовал с 381 по 404 г.

17 Разумеется святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября.

18 Феодосий Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.

19 В 881 г. На этом соборе осуждена была ересь Македония, и Никейский Символ веры был дополнен и закончен новыми пятью членами Символа.

20 Святой Мелетий, патриарх Антиохийский, скончался в 381 г. во время II Вселенского Собора. Святой Григорий Нисский, пред лицом собора, почтил память святого Мелетия похвальным словом, а святой Златоуст то же сделал по вступлении своем в сан священства. От святого Мелетия сохранилась беседа, трактующая, главным образом, об единосущии Сына Божия с Богом Отцом и письмо к императору Иовиану, представляющее его исповедание Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

Святитель архиепископ Мелетий Антиохийский

Вся информация:

Тропарь

Правило веры и образ кротости,

яви тя стаду твоему,

яже вещей истина,

сего ради стяжал еси смирением высокая,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Духовнаго твоего дерзновения убоявся,

отступник бегает Македонии,

молитвенное же служение совершающе, твои раби,

Ангелом собеседниче, Мелетие,

огненный мечу Христа Бога нашего,

вся безбожныя закалаяй:

воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.

Для избавления от одиночества и обретения счастья в крепком браке. Молитва Святителю Иоанну Златоустому, Архиепископу Константинопольскому

Для избавления от одиночества и обретения счастья в крепком браке. Молитва Святителю Иоанну Златоустому, Архиепископу Константинопольскому

Святитель Иоанн Златоуст почитается Православной Церковью, как один из трех Вселенских святителей и учителей.

Родился Иоанн в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Юноша учился у лучших философов и риторов (Либаний считал его лучшим учеником), рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана.

Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Всю свою жизнь святитель являл пример беззаветного служения людям во славу Божью. На средства, причитающиеся ему как архиепископу, он содержал больницы и дома для паломников. Претерпев гонения от властителей, не желавших терпеть рядом с собой обличителя их неправедной жизни, святой встретил свою кончину в изгнании.

В своих трудах святитель большое внимание уделял различным бытовым вопросам в жизни христианина, в том числе – супружеским отношениям.

Мощи Иоанна Златоуста находятся в церкви святого Георгия в Стамбуле. К святителю обращаются с молитвенными просьбами о прояснении ума, о помощи в трудные минуты жизни и в любой житейской нужде, об утешении в отчаянии, молят его об обретении супруга, о благополучии семьи и брака.

С того момента, как я стал о своей душе задумываться, я все время чувствовал незримую помощь моего небесного покровителя – Иоанна Затоустого. Молитва перед его образом мне всегда силу давала и помогала трезвый ум в любой ситуации сохранять, а я сам по примеру святого старался по мере сил людям полезным быть.

И о самом главном, конечно, его просил – помочь мне крепкую семью обрести. И тут меня мой покровитель не оставил – в день его памяти, 26 ноября, я со своей будущей женой познакомился. Уже десять лет мы вместе, и я каждый день святителя Иоанна благодарю за помощь.

Древняя молитва по архиепископу Иоанну (Шаховскому)

Древняя молитва по архиепископу Иоанну (Шаховскому) «Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,Чтобы я вносил любовь туда – где ненависть,Чтобы я прощал – где обижают,Чтобы я соединял – где есть ссора,Чтобы я говорил правду – где господствует

Каббала – метод обретения счастья

Каббала – метод обретения счастья Вся проблема развития человечества в том, что научно-технический прогресс обгоняет моральный. В итоге плоды развития науки и техники оказываются в руках тех, кто по своему морально-нравственному развитию несоответствует той силе,

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й:

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й: Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога

Молитва святителю Иоанну Милостивому Иоанн Милостивый, живший в VI–VII вв. на Кипре, был женат и имел детей, но, потеряв своих близких, принял иноческий постриг.Слава о благочестивом и милосердном к близким монахе, живущем в строгом посте и непрестанной молитве, быстро

Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому

Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому Молитва первая, о помощи в бедности и нужде О, добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных,

Молитва для избавления от внутренней «зажатости», страхов, а также чувства одиночества

Молитва для избавления от внутренней «зажатости», страхов, а также чувства одиночества Псалом 103 (предначинательный) Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом яко ризою, простираяй

Для обретения семейного счастья, согласия между супругами и защиты от всякого зла. Молитва перед иконой «Казанская»

Для обретения семейного счастья, согласия между супругами и защиты от всякого зла. Молитва перед иконой «Казанская» Празднование 8/21 июля и 22 октября/4 ноября Казанский образ Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых в Русской Православной Церкви. Эту икону по

Для благополучного замужества и обретения счастья в браке. Молитва Великомученице Параскеве Пятнице

Для благополучного замужества и обретения счастья в браке. Молитва Великомученице Параскеве Пятнице День памяти 28 октября/10 ноября Великомученица Параскевы, жила в III веке в Иконии – городе, расположенном у подножия горы Тавра, столицы Ликаонской области. Благочестивые

Святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому

Святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому МолитваО, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси; сего ради воистину вселенский учитель был

Молитва святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому

Молитва святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому Святителю Божий Иоанне, милостивый защит-ниче сирых и сущих в напастях! К тебе прибегаем и тебе молимся, рабы Твои (имена), яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбях. Не престай

Молитва святителю Тихону Задонскому для ниспослания безбедной жизни и избавления от бедности

Молитва святителю Тихону Задонскому для ниспослания безбедной жизни и избавления от бедности Овсехвальный святителю и угодниче Христов, от-че наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления,

Молитва святителю Иоанну Милостивому

Молитва святителю Иоанну Милостивому Иоанн Милостивый, живший в VI-VII вв. на Кипре, был женат и имел детей, но, потеряв своих близких, принял иноческий постриг. Слава о благочестивом и милосердном к близким монахе, живущем в строгом посте и непрестанной молитве, быстро

Молитва святителю Иоанну Милостивому

Молитва святителю Иоанну Милостивому День памяти 12/25 ноябряСвятой Иоанн жил в VI–VII веках на острове Кипр. Потеряв жену и детей, он принял монашеский постриг и посвятил свою жизнь служению ближним, непрестанной молитве и строгому посту. За его милосердие и благочестивую

Молитва святителю Иоанну Златоусту в отчаянии

Молитва святителю Иоанну Златоусту в отчаянии О, святителю великий Иоанне Златоусте!Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и

Молитва святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому

Молитва святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чадо отца молилм тя

Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру.

Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.

Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник православия – святой, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал богословский трактат "Изложение веры", который способствовал обращению к православию многих ариан.

В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379–395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: "Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем", при этом святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой почтил память почившего похвальным словом.

Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.


Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Антиохийскому

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Мелетие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителю Мелетию, архиепископу Антиохийскому

Духовнаго твоего дерзновения убоявся,/ отступник бегает Македонии,/ молитвенное же служение совершающе, твои раби,/ любовию притекаем,/ Ангелом собеседниче, Мелетие,/ огненный мечу Христа Бога нашего,/ вся безбожныя закалаяй:/ воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.

Загрузка...
Top