Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование - файл n1.doc

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

в.ю.меновщиков

введение

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В пособии рассматриваются вопросы психологического кон­сультирования в центрах социально-психологической (психолого-педагогической) помощи, а также других учреждениях социальной защиты населения. Особое внимание уделено процессу консульти­рования и практическим навыкам консультанта. Методическое по­собие предназначено для практических психологов, специалистов по социальной работе и студентов психологических факультетов.

Меновщиков В.Ю.

Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. - 109 с.

Книга выпущена при участии ЦСПА "Генезис" и Института общегуманитарных исследований

Isbn 5-89357-083-9

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Понятие о психологическом консультировании........ 3

1.2. Психическая норма и психопатология......................... 9

1.3. Происхождение психологической проблемы.............. 12

Глава2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

2.1. Общепсихологические основы....................................... 19

2.2. Вклад различных теоретических ориентации.......... 22

2.3. Механизмы психологического воздействия............. 29

2.4. Модель «картины мира» и ее значение в

консультативно-психотерапевтической практике.... 32

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

3.1. Типы консультирования............................................... 39

3.2. Позиции консультанта..................................................41

Глава 4. ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

4.1. Основные проблемные ситуации................................. 43

4.2. Типы клиентов и их ориентации................................ 45

Глава 5. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1. Стадии психологического консультирования......... 52

5.2. Общий обзор консультативных приемов

и методов............................................................................. 55

5.3. Стадия установления контакта...................................61

5.4. Стадия сбора информации и осознания

желаемого результата...................................................... 66

5.5. Перебор гипотез (выработка альтернативных

решений).............................................................................. 74

5.6. Обобщение результатов взаимодействия с

клиентом и выход из контакта....................................... 79

Глава 6. Психологическое

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ................ 83

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

7.1. Телефонное консультирование..................................... 87

7.2. Консультативная переписка........................................ 90

Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

8.1. Супервизия и подготовка консультантов................. 97

8.2. Синдром «сгорания» и его профилактика............... 99

8.3. Этика консультанта...................................................... 101

Литература................................................................................... 104

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Понятие о психологическом консультировании

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии - Джеймс Бред (гипноз), в XX в. - Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обо­собляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Перефразируя Г. Эббингауза, можно сказать: "Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю", - консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности "Консультирование и руководство", которое использовалось также не психологами, на "Консультативная психология" (см. Dawis , 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р.Дэвиса, на­зывает "корнями" консультативной психологии во-пер­вых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии - в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования (см. Dawis , 1992).

Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Од­нако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом "мире". Многие отве­ты (попытки объяснить, описать различные модели пси­хологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре "Психология"(М., 1990). Здесь термин "психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение). Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербаль­ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно разли­чают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию имеющейся симптоматики, и личностно- ориентир о ванную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному ок­ружению и собственной личности.

Ряд исследователей (см. Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу упот­ребления термина "психотерапия", так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смыс­ле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в Рос­сии, - психокоррекция. "Психотерапия - это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явству­ет из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же вре­мя лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их ком­пенсацию. Существенной общей особенностью и психо­терапии, и психокоррекции является психологическое воз­действие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма" (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). В дальнейшем в тексте уважаемых авторов терми­ны используются как синонимы. Например, методами пси­хологической коррекции называются аутогенная трениров­ка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапи­ей, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психо­логии разделение этих понятий связано не с особеннос­тями работы, а с укоренившимся и узаконенным положе­нием о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин "психо­терапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.

Таблица 1

НАПРАБЛЕНИЕ

Психотерапия

А. клинически-

Ликвидация

ориентированная

(психиатр,

симптомов

психотерапевт)

В. личностно-

Личностные

ориентированная

психолог,

социальный

межличностные

работник

изменения

Психокоррекция

Исправление

психолог

тех или иных

расстройств,

нормализация

психической

деятельности

Неврачебная

Психолог

Оптимизация

психотерапия

отношений

(например,

в проблемных

Консультирование

Консульти-

Адаптация

к жизни за счет

психолог,

активизации

социальный

личностных

работник

ресурсов (выход

из трудной

жизненной

ситуации)

Мы видим, что термины психотерапия и психокор рекция практически совпадают по содержанию. Смыка­ются также понятия неврачебная психотерапия и кон­ сультирование. Более того, в рамках понятия психотера­ пия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консуль­ тирование.

Чем же является по своей сути психологическое кон­сультирование?

Слово консультация в словаре (см. Ожегов, Шведова, 1995) имеет несколько значений. Это и совещание специ­алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ­алистом, и учреждения, дающие такие советы (например: юридическая консультация).

Консультироваться - значит советоваться со спе­циалистом по какому-нибудь вопросу. А совет - всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключа­ется отличие психологического консультирования от пси­хотерапии, по крайней мере психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношения­ми. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстри­ровать и обсудить те стороны взаимоотношений, ко­торые, будучи источниками трудностей, обычно не осоз­наются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5-6 встреч), хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические тех­ники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы счита­ют консультирование начальным этапом психотерапев­тической помощи Итак, можно предположить, что различные виды пси­хологической помощи применимы на различных стади­ях, возможно, единого процесса.

Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра­ ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следую­щую картину (см. табл. 2):

Таблица 2

Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно­сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче­редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари­анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави­ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

Но что собой представляет психическая норма?

кандидат психологических наук, доцент, ректор Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК Онлайн-Института), президент Федерации Психологов-Консультантов Онлайн, супервизор Московской службы психологической помощи населению, автор руководств «Введение в психологическое консультирование», «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями», «Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете», член Международного Общества Психического Здоровья Онлайн (ISMHO, США), Член Общества человеко-центрированного подхода.

Москва, Россия.

Статьи

Организация и проведение супервизии телефонного консультанта: лицом к лицу и дистанционно

Статья посвящена организации супервизии телефонных консультантов с точки зрения типов и видов супервизии. Особое внимание уделено новым видам супервизии на дистанции с использованием сети Интернет. Предложена дополненная классификация видов супервизии, с учетом супервизии на дистанции.

Групповая супервизия


Исследования дистантного консультирования: методологические трудности и возможности

В настоящей статье рассматриваются сложности, возникающие при проведении экспериментальных исследований в психологическом консультировании на дистанции, их причины, а также возможности применения не экспериментальных и экспериментальных методов. Приводятся примеры зарубежных исследований по данной тематике.

Применение модели компетенций при подборе специалистов телефона неотложной психологической помощи

Супервизия на дистанции

Представлен анализ различных форм использования компьютерных подходов в супервизии на дистанции: живая супервизия, электронная почта, комнаты для дискуссий, синхронная коммуникация, киберсупервизия с использованием видеоконференций. Обозначены новые теоретические вопросы, возникающие в связи с работой в киберпространстве.

Этические вопросы консультирования онлайн

Статья посвящена дискуссионной теме - этическим вопросам и проблемам, связанным с психологическим консультированием в интернет. Представлена авторская классификация и описание основных этических проблем в консультативно-психотерапевтическом процессе онлайн. Обозначены пути решения этических вопросов, перспективы адаптации зарубежного опыта в отечественной науке и практике.

Интернет-консультирование в России

Классификация видов супервизии дает представление о том, что супервизия может проходить в разных условиях и обстоятельствах.

Видеоматериалы

Открытие III Международной научно-практической конференции "Психологическая помощь социально незащищенных лиц с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)".

Пособие. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 303 с.Аннотация..
Пособие содержит полное описание организационных, теоретических и прикладных основ работы психологической службы в системе социальной защиты населения. Представлены практически все теории социальной дезадаптации и различные современные подходы к психосоциальной работе. Уделено внимание профессиональному становлению психолога в системе социальной защиты.Пособие адресовано практическим психологам системы социальной защиты, руководителям социально-психологических служб, будет полезно преподавателям и студентам, обучающимся по специальностям «Психология» и «Социальная работа».Содержание.
Организационные и теоретические основы психологической службы в системе социальной защиты.
Организация психологической службы в системе социальной защиты населения.
Организация, цели и задачи психологической службы. Статус работников психологической службы в системе социальной защиты населения.
Основные направления и формы организации деятельности психолога системы социальной защиты населения.Теоретико-методологические основы психологической службы в системе социальной защиты.
Роль теории в практической психологии системы социальной защиты.
Теории социальной дезадаптации.
Критические жизненные ситуации (стресс, конфликт, кризис) и адаптация к ним.
Поведение преодоления. Копинг-стратегии.
Современные научные подходы к психосоциальной работе.Профессиональное становление психолога. Супервизия и подготовка консультантов и психосоциальных работников.
Личность и подготовка психолога (психосоциального работника). Супервизия.
Принципы психосоциальной работы. Этика консультанта.Психологическая работа с различными категориями клиентов социальной защиты.
Психосоциальная работа с детьми и подростками.
Психологические особенности дезадаптированных детей и подростков.
Основные направления работы психолога с детьми и подростками.Психологическая работа с пожилыми в системе социальной защиты.
Процессы старения и причины изменения личностно-социального статуса пожилых.
Основное содержание психосоциальной работы с пожилыми людьми. Формы и методы.Психосоциальная работа с инвалидами и их родственниками.
Ребенок-инвалид. Наиболее распространенные заболевания и тактика социально-психологической реабилитации.
Инвалиды-подростки.
Методы психосоциальной работы со взрослыми инвалидами.Консультирование по проблемам, связанным с работой.
Проблемы безработицы.
Психосоциальная помощь безработным.Психологическая помощь лицам без определенного места жительства.
Социально-экономические причины увеличения количества граждан без определенного места жительства.
Социально-психологические причины увеличения количества граждан без определенного места жительства.
Организация психологической работы с гражданами без определенного места жительства.
Психодиагностика в работе с лицами без определенного места жительства.Консультативная работа с зависимыми (алкоголизм, наркомания).
Общее представление о зависимости и со-зависимости.
Наркомания.
Алкоголизм.
Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам.Психологическая помощь при кризисе и суицидальном поведении.
Кризисная интервенция.
Суицид как проявление кризиса.
Факторы суицидального риска.
Задачи консультанта.Психосоциальная работа со случаями насилия.
Насилие. Классификация видов и форм.
Консультирование жертв сексуального насилия.
Домашнее (семейное) насилие.
Консультирование по вопросу семейного насилия.Психологическая работа с бывшими военнослужащими. Посттравматические.
стрессовые расстройства (ПТСР).
Посттравматические стрессовые расстройства. Причины возникновения и распространенность.
Симптоматика ПТСР. Средства психодиагностики.
Предупреждение и лечение ПТСР.Приложения:.
Расчет времени на выполнение конкретных видов работ психолога.
Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).
Карта обследования дезадаптированных детей и подростков.
Шкала SACS (Стратегии преодолевающего поведения).
Методика определения акцентуаций характера (К. Леонгарда – Х. Смишека).
Краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР.
Шкала стресса.

The file will be sent to your email address. It may take up to 1-5 minutes before you receive it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .

You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Введение # # УДК 364.62 ББК 60.9+88.4 М50 Меновщиков В.Ю. М50 Рабочая книга психолога социальной защиты: [ посо­бие ] / В.Ю. Меновщиков. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 303 с. : табл. - (Библиотека психолога). ISBN 978-5-305-00220-1 Агентство CIP РГБ Пособие содержит полное описание организационных, теоретических и прикладных основ работы психологической службы в системе социальной защиты населения. Представлены практически все теории социальной дезадаптации и различные современные подходы к психосоциальной работе. Уделено внимание профессиональному становлению психолога в системе социальной защиты. Пособие адресовано практическим психологам системы социальной защиты, руководителям социально-психологических служб, будет полезно преподавателям и студентам, обучающимся по специальностям «Психология» и «Социальная работа». УДК 364.62 ББК 60.9+88.4 © Меновщиков В.Ю., 2010 © ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010 © Оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС- ISBN 978-5-305-00220-1 ПРЕСС», 2010 Моим коллегам, внесшим свой вклад в становление психосоциальной работы в России. Автор Введение Радикальные экономические реформы в современной России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широ­кий спектр экономических, медицинских, психолого-педаго- гических, правовых, бытовых и иных социальных услуг семьям и детям. И хотя сегодня уже создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги, социальная (психосоциаль­ная) работа по-прежнему является недостаточно эффективной. Усилия специалистов направлены на запросы клиентов, кото­рые в свою очередь продолжают носить прежде всего матери­альный характер. Получая материальные субсидии от государс­тва отдельные члены общества, ведут пассивный, зависимый образ жизни, довольствуясь малым, впадая в состояние апатии и бездеятельности. При такой, «реактивной», позиции служб социальной защиты населения количество малоимущих, асо­циальных семей не уменьшается и даже растет. Именно поэтому остается актуальным вопрос об иных - более активных и эф­фективных способах реагирования на проблемы индивида, от­дельных групп и семьи. Служба социальной защиты населения с момента своего об­разования носила комплексный характер. Это объясняется тем, что клиенты социальных служб страдают от множества соци­альных проблем: безработицы, последствий локальных войн, экологических катастроф, раннего сиротства, физической и пси­хической недостаточности, безнадзорности, воспитания в обста­новке насилия, алкоголизации, национальной и экономической дискриминации и т.п. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предписано со­действовать созданию и укреплению территориальной сети уч-реждений нового типа социальной помощи семье и детям (цен­тров социальной помощи семье, центров реабилитации детей-инвалидов и т.д.). В 1994 г. началось формирование службы практической психологии в системе социальной защиты населения, психологи стали принимать активное участие в социальном обслуживании семьи, женщин и детей. Перефразируя А.Г. Асмолова, можно сказать, что психология выстрадала свой путь в мир социальной работы... Совершенно отсутствовали специалисты, не было опыта, нормативной базы и др. Не были налажены ни верти­кальные, ни горизонтальные связи между разными ведомства­ми, психологами и другими профессионалами, центрами разной ориентации, не решены вопросы кадровые и финансовые. Сегодня практическая психология, развиваясь совместно со всей системой социального обслуживания, заняла свое место. Психологи и педагоги-психологи работают практически во всех учреждениях социального обслуживания семьи, женщин и детей: центрах (отделениях) психолого-педагогической помо­щи, центрах экстренной психологической помощи по телефону, центрах социальной помощи семье и детям, центрах реабили­тации несовершеннолетних, инвалидов, комплексных центрах социального обслуживания населения и т.д. Роль практической психологии заключается в реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государст­ва, в обеспечении психологической защищенности населения, поддержке и укреплении его психологического здоровья. В том числе практическая психология направлена на снижение пси­хологического дискомфорта, уровня агрессии (включая ауто­агрессию и суицид), формирование психологической культуры. Можно сказать, что возникли личностно-ориентированные учреждения социального обслуживания, в задачи которых входит профилактика семейного неблагополучия, помощь се­мье и детям в кризисных ситуациях. Российские специалисты, работающие в Москве, Санкт-Пе­тербурге, других регионах страны, освоили ряд технологий по­мощи клиентам социальных служб: психологическая помощь по телефону, семейное и индивидуальное консультирование и др. Развиваются методики работы с семьей: супружеское кон­сультирование и психотерапия; консультирование по вопросам детско-родительских отношений. Растет число методик психо­социальной работы с пожилыми, инвалидами и их родственни­Введение Введение # ками. Во многих центрах социального обслуживания практи­чески освоены различные формы индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками из проблемных семей. Возникают относительно новые формы и методы работы, связанные с воз­вращением человека в семью, как после реабилитации в детском центре, так и после выхода из кризисной ситуации. Многие уч­реждения социальной защиты осуществляют патронаж, кото­рый все чаще носит адресный характер. Однако недостаточная разработанность теоретических и ме­тодологических оснований психосоциальной работы в России в целом и психологических оснований применения конкретных технологий работы с клиентами социальных служб в частности затруднили введение в практику действительно эффективных методов оказания помощи, внесения в жизнь клиента и его личность таких изменений, которые вернули бы его к полноцен­ной жизни в обществе. Одной из основных причин такого положения является не­достаточная теоретико-методологическая база применения методов психосоциальной работы в учреждениях социальной сферы, что особенно отрицательно сказывается на качестве и эффективности данной работы. Зарубежными авторами (Maas, 1957; Turner, 1979 и др.) уже давно показано, что зна­чительная часть задач прикладной (социальной, клинической, возрастной, педагогической) психологии и социальной работы перекрещивается в части изучения и создания оптимальных условий развития, обучения, труда, общения человека, групп и сообществ. Однако достижения западных специалистов не нашли достаточного применения в России, остаются малоиз­вестными, неадаптированными к условиям российской дейст­вительности, либо неинтегрированными и потому мало исполь­зуемыми и неэффективными. Первоначальное отсутствие опыта обучения кадров, учебных заведений, осуществляющих научно обоснованные программы подготовки для работы в учреждениях социальной защиты, слабая разработанность нормативной и методологической базы сильно затруднили введение истинно комплексного, эффектив­ного подхода к работе с детьми, подростками и взрослыми чле­нами социально неблагополучных семей. До сих пор особенно в сельских районах большинства регионов России либо отсутст­вуют узкие специалисты (психологи, врачи-психотерапевты, невропатологи, специалисты по социальной работе), либо они имеют недостаточную теоретическую и практическую подго­товку и малый опыт работы с семьей и отдельными ее членами. Кроме того, нуждаются в теоретико-методологической прора­ботке различные методики профилактической работы с семьей, не предполагающие ожидания момента, когда беда уже грянет, а направленные на ее предупреждение. Особенно важным является то, что применение психологи­чески обоснованных комплексных технологий психосоциальной работы с семьей должно согласовываться с современной гума­нистической парадигмой общественных отношений, которая предполагает обеспечение помощи и поддержки членов семьи по самоосуществлению, самопознанию, рефлексии и самосовер­шенствованию; содействие в создании психических, нравствен­ных и культурных условий, необходимых для существования и развития семьи и отдельного человека; помощь в организации семейного микросоциума с нормальными гуманистическими отношениями, стабильным и благоприятным психологическим климатом. При этом уникальность психосоциальной работы связана с тем, что она должна иметь своим предметом не только человека в неблагоприятных условиях (в этом случае она могла бы остаться только частью консультативной психологии и пси­хотерапии), но должна еще заниматься процессом, имеющим место между элементами таких систем, как человек-человек в контексте группы или (со)общества, человек-группа, чело- век-(со)общество, группа-(со)общество, сообщество-общество. Все это делает изложение психологических оснований психосо­циальной работы с отдельными индивидами, группами и семьей особенно актуальным. Попытка такого описания представлена в данной работе. Часть 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫЧасть 1 Глава 1. Организация психологической службы. # # # Глава 1. Организация психологической службы в системе социальной защиты населения Организация, цели и задачи психологической службы. Статус работников психологической службы в системе социальной защиты населения В настоящее время в номенклатуру учреждений (подразде­лений) социальной защиты населения входит ряд структур, имеющих в штатном расписании должность психолога (педа- гога-психолога). В частности, к ним относятся.

  • Чибисова М.Ю. Психологичекое консультирование: от диагностики к путям решения проблем (Документ)
  • Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика (Документ)
  • Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования (Документ)
  • Шпора - Вопросы и ответы по психологическому консультированию (Шпаргалка)
  • Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование (Документ)
  • Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия (Документ)
  • Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика (Документ)
  • Управленческое консультирование (видео, презентация, программа, учебник) (Документ)
  • n1.doc

    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

    В.ю.меновщиков

    Введение

    В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

    2000
    В пособии рассматриваются вопросы психологического кон­сультирования в центрах социально-психологической (психолого-педагогической) помощи, а также других учреждениях социальной защиты населения. Особое внимание уделено процессу консульти­рования и практическим навыкам консультанта. Методическое по­собие предназначено для практических психологов, специалистов по социальной работе и студентов психологических факультетов.

    Меновщиков В.Ю.

    Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. - 109 с.
    Книга выпущена при участии ЦСПА "Генезис" и Института общегуманитарных исследований

    ISBN 5-89357-083-9

    Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    1.1. Понятие о психологическом консультировании........ 3

    1.2. Психическая норма и психопатология......................... 9

    1.3. Происхождение психологической проблемы.............. 12

    Глава2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    2.1. Общепсихологические основы....................................... 19

    2.2. Вклад различных теоретических ориентации.......... 22

    2.3. Механизмы психологического воздействия............. 29

    2.4. Модель «картины мира» и ее значение в

    консультативно-психотерапевтической практике.... 32

    Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    3.1. Типы консультирования............................................... 39

    3.2. Позиции консультанта..................................................41

    Глава 4. ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

    4.1. Основные проблемные ситуации................................. 43

    4.2. Типы клиентов и их ориентации................................ 45

    Глава 5. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    5.1. Стадии психологического консультирования......... 52

    5.2. Общий обзор консультативных приемов

    и методов............................................................................. 55

    5.3. Стадия установления контакта...................................61

    5.4. Стадия сбора информации и осознания

    желаемого результата...................................................... 66

    5.5. Перебор гипотез (выработка альтернативных

    решений).............................................................................. 74

    5.6. Обобщение результатов взаимодействия с

    клиентом и выход из контакта....................................... 79

    Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ................ 83

    Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    7.1. Телефонное консультирование..................................... 87

    7.2. Консультативная переписка........................................ 90

    Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    8.1. Супервизия и подготовка консультантов................. 97

    8.2. Синдром «сгорания» и его профилактика............... 99

    8.3. Этика консультанта...................................................... 101

    Литература................................................................................... 104
    Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
    1.1. Понятие о психологическом консультировании

    Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии - Джеймс Бред (гипноз), в XX в. - Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обо­собляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.

    Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

    Перефразируя Г. Эббингауза, можно сказать: "Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю", - консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности "Консультирование и руководство", которое использовалось также не психологами, на "Консультативная психология" (см. Dawis , 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

    Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р.Дэвиса, на­зывает "корнями" консультативной психологии во-пер­вых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.

    До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии - в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования (см. Dawis , 1992).

    Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Од­нако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом "мире". Многие отве­ты (попытки объяснить, описать различные модели пси­хологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре "Психология"(М., 1990). Здесь термин "психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение). Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербаль­ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно разли­чают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию имеющейся симптоматики, и личностно- ориентир о ванную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному ок­ружению и собственной личности.

    Ряд исследователей (см. Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу упот­ребления термина "психотерапия", так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смыс­ле этого слова.

    Еще один термин, введенный в обиход именно в Рос­сии, - психокоррекция. "Психотерапия - это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явству­ет из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же вре­мя лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их ком­пенсацию. Существенной общей особенностью и психо­терапии, и психокоррекции является психологическое воз­действие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма" (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). В дальнейшем в тексте уважаемых авторов терми­ны используются как синонимы. Например, методами пси­хологической коррекции называются аутогенная трениров­ка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

    Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапи­ей, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психо­логии разделение этих понятий связано не с особеннос­тями работы, а с укоренившимся и узаконенным положе­нием о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин "психо­терапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

    Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.

    Таблица 1


    НАПРАБЛЕНИЕ

    СУБЪЕКТ

    ОБЪЕКТ

    ЦЕЛЬ

    Психотерапия

    А. клинически-

    Врач

    Больной,

    Ликвидация

    ориентированная

    (психиатр,

    пациент

    симптомов

    психотерапевт)

    В. личностно-

    Врач,

    Больной,

    Личностные

    ориентированная

    психолог,

    клиент

    и

    социальный

    межличностные

    работник

    изменения

    Психокоррекция

    Врач,

    Больной,

    Исправление

    психолог

    клиент

    тех или иных

    расстройств,

    нормализация

    психической

    деятельности

    Неврачебная

    Психолог

    Клиент

    Оптимизация

    психотерапия

    взаимо-

    отношений

    (например,

    в проблемных

    семьях)

    Консультирование

    Консульти-

    Клиент,

    Адаптация

    рующий

    семья,

    к жизни за счет

    психолог,

    группа,

    активизации

    социальный

    личностных

    работник

    ресурсов (выход

    из трудной

    жизненной

    ситуации)

    Мы видим, что термины психотерапия и психокор рекция практически совпадают по содержанию. Смыка­ются также понятия неврачебная психотерапия и кон­ сультирование. Более того, в рамках понятия психотера­ пия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консуль­ тирование.

    Чем же является по своей сути психологическое кон­сультирование?

    Слово консультация в словаре (см. Ожегов, Шведова, 1995) имеет несколько значений. Это и совещание специ­алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ­алистом, и учреждения, дающие такие советы (например: юридическая консультация).

    Консультироваться - значит советоваться со спе­циалистом по какому-нибудь вопросу. А совет - всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключа­ется отличие психологического консультирования от пси­хотерапии, по крайней мере психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношения­ми. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстри­ровать и обсудить те стороны взаимоотношений, ко­торые, будучи источниками трудностей, обычно не осоз­наются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5-6 встреч), хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические тех­ники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы счита­ют консультирование начальным этапом психотерапев­тической помощи Итак, можно предположить, что различные виды пси­хологической помощи применимы на различных стади­ях, возможно, единого процесса.

    Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра­ ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следую­щую картину (см. табл. 2):

    Таблица 2

    Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно­сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче­редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари­анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави­ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

    Но что собой представляет психическая норма?

    1.2. Психическая норма и психопатология.

    Вопрос о том, какая форма психологической помощи (консультирование, коррекция, психотерапия психологи­ческая или медицинская) должна применяться в том или ином случае, не может быть решен без представ­ления о "психической норме".

    То, что вчера считалось ненормальным, завтра, воз­можно, будет казаться нормальным, а то, что нам пред­ставляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписы­вается в жизнь других народов.

    Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут вос­принимать как аномальную. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее "нормально", окажутся люди соответ­ственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.

    Чаще всего, однако, "ненормальным" считают че­ловека, ""вышедшего из всех нормальных рамок", все по­ведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

    Понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдумать­ся, то можно прийти к выводу, что четкой границы меж­ду "приемлемым" и "неприемлемым" нет. Не существу­ет и "идеальной нормы". Всякий человек в той или иной степени ненормален (Годфруа, 1992).

    Таким образом, в целом невозможно провести четкую разграничительную линию между "нормальным" харак­тером и патологическим, между "нормальными" людьми и невротиками или между невротиками и психотиками. Как писал А.Адлер: "Мелкие трудности - норма, круп­ные трудности - невроз" (см. Мэй, 1994. С. 47).

    Однако, каким бы "скользким" ни было определение "психической нормы", с практической точки зрения следует разобраться в том, с какой же "мерой трудности" сле­дует работать психологу-консультанту, с какой - психо­терапевту, а что находится уже и в компетенции врача-психиатра. Прежде всего это вопрос о самой "мере", о критериях, определяющих степень "нормы-патологии". Подобный вопрос ставится в психиатрии при разгра­ничении уровня нарушений психической деятельности. Например, А.В.Снежневский выделяет девять "кругов" последовательного нарастания тяжести психопатологи­ческих синдромов: от эмоционально-гиперэстезических расстройств, среди которых ведущее место занимает астенический синдром (первый круг), к аффективным расстройствам (второй), невротическим нарушениям (третий), паранойяльным состояниям (четвертый), кататоническим синдромам (пятый), помрачению сознания (шестой), парамнезиям (седьмой), судорожным и другим расстройствам, свойственным эпилепсии (восьмой), и, наконец, к психорганическим психопатологическим рас­стройствам, характеризующим полиморфизм всех изве­стных грубоорганкческих психозов (девятый круг).

    В этой схематической модели взаимоотношения пси­хопатологических расстройств А.В.Снежневский относит астенические и другие расстройства, наиболее характер­ные для неврозов, к наименее специфическим проявле­ниям психической патологии.

    В рамках медицинской модели предпринимаются по­пытки описать и классифицировать психические болез­ни, в том числе и по степени тяжести. В 1980 г. Амери­канская психиатрическая ассоциация опубликовала тре­тье издание "Руководства по диагностике и статистике психических нарушений (DSM 3)".

    В "DSM 3" выделяются "Тяжелые психические рас­стройства", список которых начинается умственной от­сталостью и заканчивается расстройствами пове­денческой адаптации на работе, в школе и т.д. В самом же конце списка стоят состояния, не связанные с психическими расстройствами, но требующие внимания или коррекции - антисоциальные формы поведения; трудности, связанные с телесными особенностями, суп­ружескими и родительскими отношениями и т.п. (Год фруа, 1992).

    Однако рамки медицинской модели, описывающие тяжесть психопатологической симптоматики, оказывают­ся слишком узкими. Разграничить только на этой основе меру психологической помощи, ее характер не представ­ляется возможным. Различными авторами приводятся и другие критерии выделения границ консультирования.

    В частности, таким критерием является ответственность за результат взаимодействия, которая при консультировании лежит в основном на клиенте, а при любом виде психоте­рапии на терапевте. Кроме этого невозможно обойти и воп­рос об ориентации клиента (пациента), на котором мы спе­циально остановимся в главе 4.

    1.3. Происхождение психологической проблемы

    Для понимания теоретических основ психологиче­ского консультирования необходимо ответить еще на один вопрос - каков генез психологической проблемы?

    По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сложен и зависит как от теоретической ориентации исследователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, исторической эпохи...

    Объем и назначение данной работы ни в коей мере не могут претендовать на полноту ответа. Поэтому попыта­емся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо "психологической пробле­мой", и к ее происхождению.

    Если предположить, что поле (сфера деятельности), занятое консультативной психологией, граничит с полем "малой психиатрии", уместно предположить и то, что области "психологической проблемы" и "малой психи­атрии" находятся на одной линии (пересекаются)

    Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических со­стояний, механизм синдромогенеза показан как принци­пиально единый для форм и "большой", и "малой психи­атрии" (Ушаков, 1978). По сути это говорит о том, что консультирование и "большая психиатрия" являются про­тивоположными точками одного континуума.

    Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез пограничных психи­ческих расстройств, основным методом лечения которых является психотерапия, как и внутри любой другой есте­ственнонаучной или гуманистической парадигмы. Психо­анализ не согласен с бихевиоризмом, бихевиоризм - с экзистенциально-гуманистической психотерапией, а пос­ледняя - с трансперсональной психологией и т.д.

    В отечественной психотерапии одним из наиболее су­щественных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутриличностных конфлик­тов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненно­го восприятия и переработки жизненных трудностей, пе­реживаемых человеком.

    Группировка невротических конфликтов по их генезу, то есть в соответствии с учетом внутренних механизмов их развития, принадлежит В.Н.Мясищеву (Мясищев, I960). Разработанное им учение о невротических конф­ликтах получило дальнейшее развитие в ряде работ его сотрудников и учеников (Иовлев, 1974; Карвасарскип, 1980; 1982; Ташлыков, 1984 и др.).

    В соответствии с основными формами неврозов опи­сываются 3 типа психологических конфликтов: исте­рический, обсессивно-психастенический и неврастени­ческий.

    Первый из них (истерический) определяется чрез­мерно завышенными претензиями личности, всегда со­четающимися с недооценкой или полным игнори­рованием объективных реальных условий или требований ваний окружающих. Конфликт отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существен­ное значение приобретает история развития личности и процесс формирования ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляет­ся способность тормозить свои желания, противореча­щие общественным требованиям и нормам.

    Второй (обсессивно-психастенический) тип невро­тического конфликта обусловлен противоречивыми соб­ственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом если даже одна из потребностей становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, созда­ются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения обсессивно-фобических расстройств. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных от­ношений и приводит к отрыву от жизни, появлению не­реальных, далеких от действительности установок.

    Наконец, конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышен­ными требованиями к себе - с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способ­ствуют высокие требования, предъявляемые возрастаю­щим темпом и напряжением современной жизни. Особен­ности конфликта этого типа формируются при воспита­нии, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида (Карвасарский, 1985).

    Логично предположить, что в основе ряда проблемных ситуаций, с которыми клиенты обращаются к психологу консультанту, лежат те же внутрилнчностные конфлик­ты, только на первый план выдвигается не порождаемая ими болезненная симптоматика, а нарушение межлично­стных отношений со значимыми для личности людьми. Например, когда родитель обращается к консультанту с жалобами на своего взрослого ребенка, заявляя: "Он по­стоянно мне грубит" или "Она ни в чем мне не помога­ет", - вполне вероятен внутриличностный конфликт первого типа. А при жалобах типа: "Мой сын несчастлив, запутался, и я бессильна, не могу ему помочь", - конф­ликт второго типа и т.д.

    Естественно, что возможно и сочетание различных вариантов внутриличностных конфликтов.

    Интересен и другой аспект генеза психологической проблематики, разработанный в рамках медицинского подхода - вопрос о психотравмирующих факторах. Еще И.В.Давыдовский (1957) обратил внимание на то, что "травмирующим" в определенных условиях может оказаться любой объект, воздействующий на любую си­стему жизнедеятельности организма.

    Систематика психического травматизма сложна и не­однозначна. В качестве примера приведем лишь класси­фикацию психических травм по интенсивности:

    1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

    А) сверхактуальные для личности;

    Б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного инди­видуума).

    2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утра­той социального престижа, с ущербом для самоутверж­дения).

    3. Пролонгированные ситуационные, трансформиру­ющие условия многих лет жизни (ситуация лишения, си­туация изобилия):

    А) осознаваемые и преодолимые;

    Б) неосознаваемые и непреодолимые.

    4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического пере­напряжения (истощающие):

    А) вызываемые самим содержанием ситуации;

    Б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания лич­ности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности (Уша­ков, 1978).

    Но то, что является психотравмой для одного че­ловека, может не являться таковой для другого. Пе­реживание подходит к личности "как ключ к замку" (Kretschtner , 1971). Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы Г.К.Ушакова (1978) и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.

    Таблица 3


    Ведущие свойства характера (преморбид)

    Клинические синдромы пограничных расстройств

    Психотравмирующие обстоятельства

    Сензитивность

    Неврастенический, астенический, психопатический, аутистический


    Тревожная мнительность

    Обсессивный, компульсивный, психастенический


    Истероидность

    Истерический, пуэрильный, пс евдод ементный

    Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип

    Косность, ригидность (аффектов и суждений)

    Эксклюзивный, эпилептоидный, параноический


    Попытаемся теперь перевести сказанное в русло

    Психологической парадигмы (табл. 4):

    Таблица 4


    ВЕДУЩИЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА

    ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

    ПСИХОТРАВМИРУ­ЮЩИЕ (ПРИВОДЯЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ) ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

    Сензитивность (чувствитель­ность)

    "Hе могу справиться с собой...", "Устал, никого не хочу видеть..."

    Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа

    Тревожность

    "Не могу решиться, беспокоюсь..."

    Ситуации, нарушающие стереотип

    Истероидность (демонстра-тивность)

    "Мне все надоели, достали, меня не любят..."

    Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентриче­ский стереотип

    Косность, ригидность

    "Я им покажу..." "Они меня просто преследуют..."

    Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа

    Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной про­блематики. Более того, логичен вопрос: "А не говорят ли врачи и психологи об одном и том же, используя свой специфический терминологический язык?".

    Наконец, последнее обобщение, которое мы по­зволим себе сделать в данном разделе, это объедине­ние всех факторов, ведущих и к пограничным расстройствам психики, и к так называемым психоло­гическим проблемам, в 3 группы:

    1) Группа биологических факторов. Человек, яв­ляясь биологическим видом, постоянно подвергается влиянию сложных физических, химических, климати­ческих и других факторов, так или иначе реагируя на них. Существует единство физио- и психогенеза (Уша­ков, 1978).

    2) Группа социальных факторов. Например, Сатин (Satin - см. Ушаков, 1978) провел параллель между чис­лом стрессов и социальных проблем (материальные ли­шения, отсутствие работы) в анамнезе больных и возник­новением у них болезненных состояний.

    3) Группа психологических факторов. Они обусловлены взаимоотношениями с другими лицами (конфлик­ты в семье, на работе и т.п.).


    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

    В. Ю. Меновщиков

    психологическое консультирование

    робота с кризисными и проблемными ситуациями

    Издание второе, стереотипное

    УДК 316.6

    ББК 88.5 М 507

    Меновщиков В. Ю.

    М 507 Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл, 2005. - 182 с.

    В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы психо­ логического консультирования в центрах социально-психологической (психолого-педагогической) помощи, а также других учреждениях и психологических службах.

    Пособие предназначено для студентов психологических факульте­ тов, практических психологов и специалистов по социальной работе.

    Книга выпущена при участии ООО «СОП»

    5-89357-200-9 ..- © Пермский областной центр психолого-

    педагогической помощи населению, 2002.

    © Издательство «Смысл», 2002.

    © Ф.С. Сафуанов, оформление, 2002.

    глава 1. общее представление о кризисе,

    проблеме и кризисной интервенции 7

    глава 2. суицид как проявление кризиса 14


      теории самоубийства 14

      факторы суицидального риска 16

      задачи консультанта 23

      признаки суицидальной опасности («ключи») 24

      оценка степени опасности

    (летальности) ситуации 26

    2.6. действия по отношению к суицидальному
    клиенту. общие принципы интервенции
    29

    2.7. поддержка консультанта 35

    глава 3.

    при переживании горя (потери, утраты) 38

    3.1. критические периоды времени.

    Симптомы горя 38

    3.2. консультативная помощь 42

    глава 4. консультативная работа и эмоциональные

    проблемы (депрессия, страх, тревога) 48

    глава 5. болезнь, умирание, смерть и другие

    экзистенциальные вопросы

    в консультативной практике 55

    глава 6. насильники, жертвы, со-жертвы 62


      насилие. классификация видов и форм..... 62

      консультирование жертв

    СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 62

      домашнее (семейное) насилие 66

      консультирование по вопросу

    СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ 78

    глава 7. консультирование по проблемам,

    связанным с детьми 88

    7.1. общие принципы работы с родителями

    В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 88


      основные проблемы дошкольников 92

      школьные проблемы 96

    глава 8. консультирование в подростковом и юношеском возрасте

      консультирование подростков

      подростковые и молодежные телефоны
      психологической помощи........................................ 105

      причины и проявления наиболее
      тяжелых проблем у подростков и юношества
      (суицид, наркотическая зависимость)
      .................. 107


    глава 9. добрачное, супружеское и постсупружеское

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

    9.1. ЧТО ТАКОЕ СУПРУЖЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

    Типы супружеских проблем

    9.2. организация и тактика

    консультирования (терапии) .................................... 119


      работа с одним из супругов ...................................... 119

      построение приема супружеских пар .................... 124

      консультирование разводящихся

    и постсупружеское консультирование.................... 133

    глава 10. консультативная работа с зависимостями .................. 136

    10.1. общее представление

    о зависимости и со-зависимости ............................ 136


      наркомания .............................................................. 139

      Алкоголизм................................................................ 143

      Помощь клиентам

    С ЗАВИСИМОСТЯМИ И ИХ РОДСТВЕННИКАМ................... 146

    глава И. консультирование по проблемам, связанным с работой 11.1. психологическое консультирование и профориентация

    11.2. проблемы безработицы

    глава 12. психологическое консультирование

    организаций ....................................................................... 162

    12.1. задали психолога- консультанта

    в организации. формы работы................................... 162


      типичная схема работы с организацией ............... 167.

      примеры проблем ..................................................... 172

      внутренний и внешний консалтинг ..................... 178

    литература ................................................................................... 180

    Эта книга, по сути, продолжает мою работу «Введе­ние в психологическое консультирование», написанную в 1996 году и изданную в Перми (1997) и в Москве (1998; 2000)". От затронутых в ней общих, «вводных» вопросов, касавшихся теоретических основ консультиро­ вания, построения консультативного процесса, отдельных приемов и техник, в данной книге я перехожу к конк­ ретным, частным случаям, к работе с кризисными, проб­ лемными, постоянными и иными клиентами психологи­ ческих служб.

    Книга «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями» основана на лекциях, прочитанных мною в 1998-2000 годах на фа­культете психологии Пермского государственного педа­ гогического университета. Пока лекции приобретали чер­ ты книги, вышло несколько интересных работ в той же области (Р. Кочюнас, А. Моховиков и других). Надеюсь, однако, что и мой труд окажется востребованным и рас­ширит представления о психологическом консультирова­ нии как о науке и практике психологической помощи здоровым и «не совсем здоровым» психически людям.

    Хочется также заметить следующее. На супервизорских группах, которые я веду сам или на которых присутствую как участник, часто поднимаются вопросы, связанные с работой по конкретной проблематике - суицидальной,

    алкогольной и т.д. и т.п. Убежден, что хотя любой кри­зис, любая проблема клиента имеет свою специфику, в принципах работы с разными клиентами гораздо больше сходства, чем различий, определяемых ситуацией. И в этом смысле нам - психологам-консультантам или пси­ хотерапевтам - практически все равно, с чем обратился за помощью клиент. Касается ли проблема супружеских отношений, общения с людьми или наркомании, - по­ могающий, даже ничего не зная об этих предметах, ока­ жет помощь, если он просто умеет ее оказывать. Гораздо более значимым, чем знание определенной проблемати­ки, оказывается личная (личностная) готовность помо­ гающего и его профессиональные навыки и умения. В то же время, неверно было бы утверждать, что понимание особенностей кризиса или специфики проблемы не спо­собствует успешности работы, не придает консультанту (психотерапевту) большей уверенности и целенаправлен­ ности в выборе конкретной стратегии и тактики работы с клиентом. Именно поэтому и появилась эта книга.

    Виктор Меновщиков

    ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    О КРИЗИСЕ, ПРОБЛЕМЕ

    И КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

    В принципе любая ситуация, которая заставляет чело­ века искать психологической помощи, является кризис­ной. Само понятие «кризис» реально означает острую си­ туацию или момент времени для принятия какого-то ре­ шения, поворотный пункт, важнейший момент (Перри, 1995). Китайский символ слова «кризис» состоит из двух иероглифов: один из них означает «опасность», а другой «возможность сделать что-либо». Отталкиваясь от этого Гор­ дон Хэмбли дает следующее определение кризиса: «Кри­зис - это опасная возможность с сопутствующей трево­ гой». Он же выделяет два вида кризиса:


      Жизненный кризис (кризис развития);

      Случайный кризис (кризис обстоятельств) (Хэмбли,
      1992).

    К жизненным кризисам относятся основные события в жизни человека, такие как рождение, смерть, женитьба или замужество и т.д. Во многих случаях эти кризисы до­ вольно предсказуемы, но тем не менее могут вызывать зна­ чительную стрессовую реакцию. Кризисы второго вида, на­ против, непредсказуемы, их нельзя предвидеть: некто шел по улице и попал под машину; женщину изнасиловали ; че­ ловек внезапно тяжело заболел, - все эти события ведут к случайным кризисам, или кризисам обстоятельств.

    Проблемная ситуация, как правило, не столь остра, не столь стрессогенна для клиента. Она может длиться года­ ми без какой-либо значительной динамики и тем не ме­ нее представляет для клиента проблему (с более или ме­ нее четко очерченным, постоянным характером ситуации),


    Глава 1

    с которой он обращается за помощью, поддержкой к раз­ ным людям, в том числе и к психологам-консультантам.

    Действия консультанта в кризисных ситуациях на наш взгляд мало специфичны и практически не зависят от ха­ рактера ситуации. Напротив, в любой кризисной ситуа­ции есть сходные черты - стресс, растерянность, различ­ ные негативные чувства: страх, вина, отчаяние и др.

    Закономерности динамики любого кризиса приводят к утверждению некоторых общих правил, по которым мо­ жет действовать психолог-консультант. Большинство кри­ зисных ситуаций требуют, чтобы консультант добивался трех целей:


      Установление отношений доверия.

      Определение сути кризисной ситуации.

      Обеспечение обратившемуся возможности действовать.

    Первая цель - установление отношений доверия - до­ стигается эмпатическим выслушиванием и отражением чувств клиента. При этом важно не только сочувствовать, но также выразить это сочувствие (эмпатию) хорошо подобранными словами. Клиент должен знать, что вы его понимаете и готовы работать вместе с ним в поисках раз­ решения кризиса.

    Вторая цель - установление характера и деталей кри­ зиса. Клиенту нужно дать возможность выразить ясно и подробно что случилось, что послужило причиной кризи­са. Необходимо сфокусировать рассказ клиента так, чтобы в конечном итоге кризисную ситуацию можно было опи­ сать одним предложением.

    В процессе диалога полезно отделить те аспекты про­блем, которые могут быть изменены, от тех, которые из­ менить нельзя. Стоит также попросить клиента описать какие-либо предыдущие попытки найти решение, а затем исследовать другие возможные решения. Например, мож­ но спросить: «Что случится, если вы...», «А как вы буде­те себя при этом чувствовать?». То есть нужно помочь кли­ енту обдумать различные вероятные последствия возмож­ ных его решений, а также способы, которыми он может выполнить свое решение. Необходимо постараться подклю­ чить внутренние, духовные силы личности и, возможно,

    Загрузка...
    Top