Язычество и блуд в монастырях средневековой Европы. Медицинский каннибализм в Европе

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

Аббатство Клюни

Город Клюни расположен на востоке центральной части Франции, к северо-западу от Лиона, в Верхней Бургундии. Он вырос вокруг бенедиктинского монастыря Клюни, которое было основано в 910 г. н.э. и было центром влиятельного религиозного ордена. В начале это была только деревня, владение герцога Гильом, когда монастырь был только основан, но постепенно Клюни увеличило свою важность по мере развития религиозного братства, образовавшегося после .

В 1474 году город был взят войсками Людовика XI. В 1529 аббатство было передано “на веру” в семью Гиз, которая занимала должность настоятеля в течение следующих ста лет. Примерно в 16 веке город и монастырь пострадали во время религиозных войн и аббатство было закрыто в 1790 году. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап в том числе и Григорий VII инициатор Григорианской реформы.

Монастырь Клюни

В средние века, библиотека Клюни была одной из самых богатых не только во Франции, но и во всей Европе. В 1562 году многие ценные рукописи были уничтожены или похищены, так как монастырь был разграблен гугенотами.

В настоящее время осталось всего 10% построек, остальное было разрушено и растащено на строительные материалы, как впрочем всегда и везде, если почитать историю. В 20 веке остатки были реставрированы и на сегодняшний день аббатство Клюни является популярным местом посещения туристов.Чтобы лучше представить архитектуру Клюни, необходимо посетить бургундские церкви, большие и малые монастыри Франции. Монастырскую церковь в Турнусе, в 30 км на северо-восток, она построена чуть раньше и отличается мощью и основательностью конструкции. Базилика XІ в. в Пареле-Мониаль показывает, правда в меньшем масштабе, как изначально выглядел Клюни.

Средневековый замок фото

В настоящее время вокруг аббатства расположились отель “Бургундия”, где можете посетить подвалы 18-го века и попробовать разные вина, в уютных магазинчиках купить сувениры и попробовать шоколад Жермен. Посидеть в маленьких ресторанчиках с террасами и окунутся в атмосферу того времени.

Замок-отель Бургундия

Клюни стал региональный центром конного спорта с Национальным конным заводом, где разводят чистокровных жеребцов для скачек. Арабских и французских скакунов можно посмотреть. Кроме того в этом маленьком городке есть престижная Высшая школа искусств и ремесел

План-схема монастыря Клюни на старой гравюре

Так что легко понять, почему художников, ремесленников, поэтов и писателей привлекают окрестности города, в котором находится романские церкви, живописные деревни и речные долины.

Включает и знаменитый монастырь и готическую церковь Нотр-Дам, которая заложила начало возникновения готической архитектуры во Франции и церковь Св. Марселя с его прекрасными романскими шпилями. А также ряд живописных домов романского, готического стиля и периода ренессанса.

Готическая церковь

Гуляя по улицам городка можно совершить путешествие в прошлое и представить себе во времена, когда Клюни было “светом западного мира” и .

А так ли уж нужно писать о христианских церквах и монастырях в то время, когда церкви закрывают или «переоборудуют» подо что-то иное, когда богослужения проводят в пустых храмах, а на спортивных стадионах, наоборот, яблоку негде упасть? Вот только, задаваясь подобным вопросом, мы не задумываемся о том, что церкви пусть изначально и были лишь местом, где люди собирались, чтобы сообща вознести молитвы Господу и принять участие в богослужении, являлись еще и памятниками искусства своего времени, а их возведение становилось событием в истории архитектуры.

Сегодня мы восторгаемся этими памятниками, называя их выдающимися произведениями искусства или уникальными объектами архитектуры, но когда-то - прежде всего, в Средние века, когда и появились вначале романские, а потом и готические церкви, - они были призваны возвестить людям величие и могущество Господа Бога и христианской веры.

Что же до фресок, каменных рельефов и резных работ, то, хоть они и украшали церковь, но, в первую очередь, являли в достославных образах библейское учение, ведь большинство прихожан не умели в то время читать - им оставалось лишь всматриваться в обращенные к ним картины и скульптуры.

Вот почему в Средние века почти все церкви были пышно украшены. Впрочем, у церквей в Средние века имелось и другое назначение. Как правило, храм был единственным крупным каменным зданием во всей округе, а потому местный люд собирался в нем по самым разным поводам - в рыночные дни здесь, под сводами храма, даже торговали. В тревожные времена смут и волнений, в странах, охваченных бесчинствами и войной, церкви служили еще и надежным оплотом - превращались в крепость, где могли укрыться страждущие.

Тысячи церквей и монастырей - цифра немалая, молвят многие! На самом же деле, это только ничтожно малая толика выбранных чуть ли не наугад храмов, число которых так велико, что даже самый квалифицированный статистик затруднится сказать, сколько же всего в мире насчитывается церквей и монастырей. Сама тема такова, что большинство описанных в ней церковных построек находится в Европе, ведь именно здесь христианство укоренилось наиболее глубоко.

Храмы Франции, православные и католические - жемчужина европейской архитектуры, культуры и искусства. С богатой историей, уходящей корнями в первые века нашей эры, храмы Франции поражают своей непревзойденной красотой и сегодня.

Леринское аббатство.

Монастырь, расположившийся на островке Сент-Онора, что у побережья Канн - это самая яркая достопримечательность этого города. Считается, что это один из древнейших галлийских построек подобного рода, ведь он был основан примерно в 410 году. Сейчас комплекс принадлежит цистерцианцам.[

Монастырь имеет регулярное паромное сообщение с побережьем Канн, поэтому добраться до него не составляет труда: нужно лишь посетить старый порт.

Когда-то остров был необитаем, римляне сюда не заходили из-за обилия змей. Примерно в 410 году отшельник Гонорат Арелатский поселился на острове в поисках уединения, но ученики, последовавшие за ним, образовали общину. Так был основан Леринский монастырь. Гонорат составил "Правило четырех отцов", ставшее первым в своем роде монашеским уставом во Франции.

Святой Гонорат Арелатский, основатель Леринского монастыря

Святой Гонорат, основатель Леринского аббатства, хотел построить храм, который стал бы местом жительства братии. К VIII веку комплекс уже имел огромное влияние в Европе, и в то время здесь проживало более 500 монахов, которые отличались аскетизмом. Многие из них становились впоследствии епископами или основывали новые обители.

В последующие столетия в этом монастыре обучались многие известные святители, которые впоследствии становились епископами или основывали новые монастыри. К VIII веку Леринское аббатство стало одним из самых влиятельных монастырей Европы, ему принадлежали обширные владения, в том числе и деревня Канны

Богатый монастырь стал легкой добычей для набегов сарацин. Так, в 732 году, ворвавшиеся сарацины разграбили монастырь и убили почти всех монахов и настоятеля. Один из немногих выживших, монах Элентер, построил новый монастырь на развалинах старого.

В 1047 году Леринские острова захватила Испания и монахов забрали в плен. Вскоре монахов выкупили, а на острове возвели оборонительные крепости с башнями. И хотя в последующие годы монастырь еще не раз подвергался набегам пиратов и испанцев, каждый раз монахи восстанавливали его вновь и, вскоре, Леринское аббатство стало популярным местом паломничества.

В конце XI века рядом с монастырём был возведён пятиэтажный форт для защиты острова от нападения с моря. В нём располагались трапезная, библиотека и капелла. На острове вокруг монастыря расположены 7 часовен, построенных в XI—XVII веках (одна из них — архангела Михаила разрушена до основания).

Во время Французской революции, остров был объявлен государственной собственностью. Мощи святого Гонората, хранившиеся в монастыре, перенесли в кафедральный собор Грасса, монахов изгнали, а монастырь продали богатой актрисе мадемуазель Саинваль, которая прожила там 20 лет, превращая кельи монахов в гостиный двор.

В 1859 году остров выкупил епископ Фрежюс, чтобы восстановить религиозную общину. И спустя десять лет монастырь отстроили вновь. В настоящее время Леринский монастырь принадлежит цистерцианцам, там проживает 25 монахов, которые, в дополнение к монашеской жизни, занимаются гостиничным бизнесом и виноградарством.

Основное здание было возведено более 1000 лет назад, но после того, как монастырь был закрыт в XVIII веке, оно было разрушено, а мощи основателя перенесли в собор Грасса. Монашеская возродилась здесь лишь полтора столетия назад, благодаря стараниям ордена цистерцианцев, восстановившим многие постройки, правда не в оригинальном стиле, а в романском, так что внешний облик обители изменился полностью.

На первом этаже зданий находятся общественные помещения, трапезная и мастерские. Второй этаж посвящен молитве. Верхние уровни были зарезервированы для солдат, которые защищали аббатство от вторжений. Но, учитывая его размеры (всего 86 строений), монастырь никогда не был полностью защищен.

По всему острову разбросаны семь часовен. Четыре из них открыты для посетителей. Троицкая часовня (XIX век) расположена на юго-востоке острова - дань испанцам - после вторжения, монахи установили на крыше часовни батарею пушек. Шапель Сен-Совер (XII век) - восьмиугольная часовня на северо-западе острова.

Шапель Сен-Капре - построена на месте, где Гонорат Арелатский жил отшельником, находится к западу от острова. Шапель Сен-Пьер - часовня Святого Петра на юге, недалеко от монастыря, в окружении средневековых могил.


Для посещения также доступны монастырский храм, клуатр и музей средневековых манускриптов. В монастыре сохранились элементы сооружений римского периода, крепость и башни XI-XV веков. Леринское аббатство объявлено национальным памятником Франции.
Недалеко от Леринского аббатства, в древнем городе Грасс, находится собор Нотр-Дам-дю-Пюи, где хранятся полотна Рубенса и Фрагонара.

Уже все страны наперебой направляли туда ищущих Бога. Всякий, кто желал Христа, устремлялся к Гонорату, и равным образом всякий, кто искал Гонората, находил Христа. Ведь там он был весь полон сил и устроил свое сердце, словно высокую твердыню и светлейший храм. Ибо там обитали целомудрие, то есть святость, вера, мудрость и добродетель; там блистали праведность и истина. Итак, как бы широкими жестами и с раскрытыми объятиями он призывал всех в свое окружение, то есть в любовь Христову; и все, один за другим, отовсюду стекались к нему. И ныне какая страна, какой народ не имеют в его монастыре своих сограждан?

— Слово святого Илария о жизни святого Гонората, епископа Арелатского (перевод с латыни Д. Зайцева)

Леринское аббатство открыто для посетителей ежедневно (кроме корпусов монахов), вы можете также присутствовать на монастырских богослужениях. При монастыре имеется отель для паломников и туристов (50 евро в сутки). К острову регулярно курсирует паром.


Источники:

Les Pères de la Gaule chrétienne / Textes choisis et présentés par Sœur Agnès Egron. — Paris: Les Éditions du Cerf, 1996. — С. 155—228

Официальный сайт: www.abbayedelerins.com

Аббатство Сен-Мадлен

Аббатство Сент-Мадлен дю Барру — бенедиктинское аббатство, расположенное в Ле-Барру, в департаменте Воклюз. Основано в 1978 году, общиной монахов, является частью бенедиктинской конфедерации с октября 2008 года.

В августе 1970 года, молодой монах-бенедиктинец, отец Жерар Кальве покинул аббатство Нотр-Дам де Турне, с согласия своего аббата, и переехал в Бедуан — небольшую деревню в Воклюзе.

Он хотел жить по Уставу Святого Бенедикта, в верности с римскими литургическими традициями. К нему быстро присоединились некоторые молодые люди, которые хотели бы жить жизнью бенедиктинцев.

С 1974 года, он сближается с движением архиепископа Лефевра; де-факто отношения с Турне были разорваны. В 1978 году, учитывая рост молодого монастыря, община купила землю в тридцать акров между горой Ванту и горной грядой Дантель-де-Монмирай, в коммуне Ле-Барру. Затем начинается строительство романского аббатства с современными техническими средствами.

Святой Бенедикт

Монастырь Гранд Шартрёз

Картезианский монастырь Гранд-Шартрёз находится в 3 километрах к северо-западу от деревни Сен-Пьер-де-Шартрёз и в 26 километрах к северу от Гренобля. Монастырь закрыт для посетителей, но неподалеку от него находится музей, в котором воссозданы кельи монахов. Путь от музея к стенам монастыря можно проделать лишь пешком.

Монастырь был основан весной 1084 года святым Бруно Кёльнским, который решил обосноваться в пустынной местности у подножия горы Гран Сом, достигающей высоты 1000 метров. Первые, предположительно деревянные, постройки - дом для монахов и дом настоятеля, а также каменная церковь - находились в 2 километрах к северу от нынешнего монастыря. В наши дни от них ничего не осталось.

В 1132 году монастырь был разрушен в результате схода горной лавины. Монахи построили новое здание в более безопасном месте, в 2 километрах к югу от прежнего монастыря. Впоследствии монастырь пережил несколько пожаров.

В годы Великой французской революции монастырь был закрыт: у ордена картезианцев не осталось во Франции ни одной обители. В 1816 году картезианцы вернулись в монастырь, но в 1903 году он был вновь закрыт, а монахи переехали в монастырь Фарнета в Италии.

Летом 1940 года картезианцы вновь возвратились в Гранд-Шартрёз. В годы Второй мировой войны монахи укрывали в монастыре евреев, а в период последовавших за освобождением страны чисток, наоборот - бывших коллаборационистов.

В связи с развитием туризма в послевоенные годы монахи даже стали подумывать о том, чтобы перебраться в более спокойное и уединенное место. Однако проблема была решена иначе: в двух километрах к югу от монастыря в здании, служившем монастырской лечебницей, в 1957 году был открыт музей с тем, чтобы удовлетворить любопытство всех желающих.

Сам монастырь представляет собой обширный комплекс построек. У входа в монастырь расположена построенная в 19 веке церковь, которая освящена в честь Богоматери из Ла-Салетт (местечко в департаменте Изер, где в 1846 году произошло явление Богородицы). За ней находится бывшее здание прачечной, в которой сегодня размещаются кельи монахов. В 20 метрах правее от нее стоит церковь Воскресения.

Рядом с парадным двором находится внушительных размеров сооружение, сложенное из массивных каменных блоков. Это здание, построенное в 16 веке, служило для приема почетных гостей, в частности, настоятелей картезианских монастырей.

В семи двухэтажных корпусах, выстроенных в одну линию, располагаются кельи для руководства монастыря: управляющего делами общины, его заместителя, секретаря верховного настоятеля и других. В последнем, более просторном корпусе, размещается резиденция настоятеля. Корпуса связаны между собой тремя расположенными одна над другой галереями.

На заднем плане помещается большое прямоугольное вытянутое сооружение - галереи, длина которых достигает 216 метров с севера на юг и 23 метров с востока на запад. С одной стороны к галереям примыкают отстоящие друг от друга на одинаковом расстоянии маленькие домики, в которых находятся 35 монашеских келий.

Северная часть галерей является самой старой и относится к 14 веку, а ее фундамент и вовсе датируется 12 веком. Южная часть была возведена в 16 веке. В пространстве между галереями и кельями располагается кладбище.

В монастыре также находится церковь с двумя колокольнями, которая была возведена в 1878 году. Она не выделяется ничем особенным, кроме красивого, выложенного ромбами, паркета, который характерен для всех картезианских монастырей. Справа от церкви находится построенная в 15 веке башня с часами.

Неподалеку находится столовая, строительство которой относится к 14 веку. Под зданием столовой находится парадный зал генерального капитула, в котором установлена статуя святого Бруно, а на стенах висят портреты всех настоятелей монастыря.

Для того чтобы не нарушать уединение монахов, на порядочном расстоянии от келий находятся различные служебные постройки - мельница, гараж, конюшни, кузница, столярная мастерская и так далее.

Изначально жизнь в монастыре обеспечивалась за счет разведения овец и выращивания овощей и некоторых зерновых культур. С 12 века, благодаря разработке рудников, в монастыре стало развиваться кузнечное дело. С 19 века наибольшую славу и материальную поддержку монастырю приносит ликер Шартрёз, который производят монахи.

В свое время в монастырь Гранд-Шартрёз нередко наведывался Стендаль: считается, что эти поездки вдохновили его написать роман «Пармская обитель». Монастырь также нередко упоминается в произведениях Оноре де Бальзака, например в романе «Альбер Саварюс», главный герой которого принял решение уединиться в Гранд-Шартрёз.

Гранд-Шартрёз — действующий монастырь ордена картезианцев. Его посещение туристами запрещено, на окрестных дорогах запрещено пользоваться автомобилями и мотоциклами, чтобы шум моторов не нарушал абсолютную тишину в монастыре. Единственное открытое для посещения гостями место — музей Великой Шартрезы, находящийся в двух километрах от самого монастыря.

Современные размеры Гранд-Шартрёз: 215 метров в длину, 23 метра в ширину, по периметру — 476 метров. Каждый монах живёт в своей келье, которая состоит из нескольких помещений: небольшой галереи для прогулок, маленького садика, сарая, мастерской и собственно жилой комнаты.

Вместе члены общины собираются только для трёх ежедневных конвентуальных богослужений (утреня, месса и вечерня), прочее время проводят в уединении в своей келье. Раз в неделю монахи совершают прогулку вне монастыря, по традиции такие прогулки совершаются парами. Беседа во время этой прогулки — один из крайне редких моментов, когда картезианцы разговаривают друг с другом.

В 2005 году немецкий режиссёр Филипп Грёнинг снял документальный фильм Великое безмолвие о жизни монахов Гранд-Шартрёз. Фильм получил несколько престижных наград, включая премию European Film Awards в 2006 году за лучший документальный фильм

Монастырь Гранд Шартрёз прославился в Средние века двумя своими творениями:созданный здешними монахами не позднее начала XVII столетия рецепт ныне всемирно известного ликёра Шартрёз (с 1-й половины XVIII века уже производился в монастыре в ограниченных количествах для продажи).

выведенная ещё в Средневековье в стенах Гранд Шартрёз порода короткошёрстных кошек — шартрез.

Три провансальские сестры

Аббатство Сенанк

Сенанк — цистерцианское аббатство во Франции, в Провансе. Монастыри Сенанк, Тороне и Сильвакан — три наиболее известных цистерцианских аббатства Прованса и часто называются «три провансальские сестры» (фр. trois sœurs provençales). Монастырь основан в 1148 году.

Вид на монастырь с севера. Перед ним - поля лаванды


Клуатр

Монастырь Сенанк был основан в 1148 году. Он принадлежит к ветви Сито, первого цистерцианского монастыря и имеет 4-й уровень (Сито - Боннево - Мазан - Сенанк). Инициатором основания был епископ города Кавайон по имени Альфан. Призыв епископа поддержали монахи монастыря Мазан, основавшие новую обитель в узкой долине речки Сенанколь приблизительно в 15 километрах к северо-востоку от Кавайона.

Аббатство быстро росло, вскоре оно уже само основывало дочерние монастыри. Монастырская церковь начала строиться сразу после основания монастыря и была освящена в 1178 году. В XIII и XIV веках монастырь достиг апогея своего развития. Было возведено большинство строений монастыря, за его пределами сенанкское аббатство владело 4 мельницами, семью зернохранилищами и большими земельными угодьями.

Постепенный упадок монастыря начался с XVI века. С 1509 году Сенанк стал существовать в режиме комменды, то есть аббаты стали не избираться братией, а назначаться светскими властителями. Во время религиозных войн во Франции XVI века монастырь был разграблен гугенотами, число насельников монастыря сократилось до десятка. В период Великой французской революции монастырь был закрыт и продан частным владельцам.

В 1854 году Сенанк был вновь выкуплен цистерцианской общиной, жившей в монастыре до 1903 года, когда она покинула Сенанк и присоединилась к общине Леринского аббатства. В 1921 году Сенанк получил статус памятника национального исторического наследия.

В 1988 году небольшая монашеская община (насчитывающая в начале XXI века шесть человек) вновь поселилась в монастыре. Монахи Сенанка административно подчинены Леринскому аббатству, занимаются выращиванием лаванды и содержат пасеку.

Дормиторий
Церковь аббатства имеет форму латинского креста, апсида церкви выступает за пределы монастырских стен. Поскольку узкий каньон, в котором находится монастырь, расположен в направлении север-юг, в этом же направлении сориентирована и церковь вместо более традиционного запад-восток.

В Сенанке хорошо сохранились средневековые постройки (XIII-XIV века), представляющие собой хороший пример романской монастырской архитектуры - клуатр, дормиторий, зал капитулов, скрипторий. Скрипторий был единственным отапливаемым помещением монастыря. Трапезная монастыря относится к более позднему времени (XVII век).

Возможно посещение монастыря в составе организованных экскурсий. Монастырь предоставляет возможность частным лицам провести здесь некоторое время в молитве и уединении.

Офсайт аббатства:http://www.senanque.fr/

Тороне

Тороне́ — цистерцианское аббатство во Франции, в Провансе, расположенное между городами Драгиньян и Бриньоль. Памятник романской архитектуры XII века. Монастыри Тороне, Сенанк и Сильвакан — три наиболее известных цистерцианских аббатства Прованса и часто называются «три провансальские сестры» (фр. trois sœurs provençales). Монастырь основан в 1157 году, закрыт в 1785 году. В настоящее время в аббатстве располагается музей.

Клуатр аббатства
Орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито (фр. Cîteaux, лат. Cistercium), давший ордену название. Начиная с 20-х годов XII века орден испытал бурное развитие.

Монастырь Тороне был основан около 1157 года, принадлежит к ветви Сито, первого цистерцианского монастыря, по линии Сито — Боннево — Мазан. Монахи монастыря Мазан основали в середине XII века аббатство Нотр-Дам-де-Флёрьель в нескольких десятках километрах к северо-востоку от Тороне, однако позднее почти вся община переместилась на место, где находится современный монастырь Тороне, сочтя новое место более удачным.

Работы по строительству монастырской церкви и помещений начались предположительно в 1176 году. Тороне отличает редкая архитектурная целостность, связанная с тем, что весь комплекс зданий был построен единовременно, в конце XII — начале XIII века и впоследствии не перестраивался. Первым из аббатов Тороне, чьё имя дошло до нас, стал Фолькет Марсельский, бывший до ухода в монастырь знаменитым трубадуром, а впоследствии ставшим епископом Тулузы. Фолькет был настоятелем Тороне с 1199 по 1205 года.

Тороне росло не так быстро, как некоторые другие цистерцианские аббатства, в XIII веке там было всего около 25 монахов, и значительную часть физического труда выполняли монастырские конверзы. Несмотря на это монастырь владел значительными земельными угодьями на территориях между Верхним Провансом и морским побережьем. Главным занятием монахов и конверзов было животноводство, главным образом, овцеводство. Также они разводили рыбу как для собственных нужд, так и на продажу.

Галерея клуатра
Сильнейший удар по монастырю нанесла эпидемия чумы 1348 года (т. н. Чёрная смерть), от которой умерла значительная часть населения Прованса, в том числе и насельников Тороне. После эпидемии монастырь стал быстро клониться к упадку. В 1433 году там оставались только 4 монаха.

В XVI веке церковь монастыря ещё использовалась для периодических богослужений, в то же время большая часть жилых построек уже лежала в руинах. В период религиозных войн во Франции монастырь был полностью покинут и разорён.

Попытки восстановить его, предпринимавшиеся в XVIII веке, не привели к успеху. В 1785 году последний аббат Тороне объявил о банкротстве монастыря, семь остававшихся там монахов переведены в другие аббатства. В 1791 году аббатство и его земли были распроданы с аукциона.

В 1840 году первый главный инспектор исторических памятников Франции Проспер Мериме внёс аббатство Тороне в список исторических монументов. Тогда же по его инициативе началась реставрация церкви.

В 1854 году государство выкупило у частных лиц большую часть зданий монастыря, включая клуатр, зал капитулов, дормиторий, что позволило провести масштабные реставрационные работы и в них. Оставшаяся часть строений была выкуплена государством в 1938 году.

В настоящее время аббатство функционирует как музей.

Церковь аббатства

Архитектура монастыря типична для цистерцианских монастырей Франции. В южной части аббатства расположена церковь в форме латинского креста, с апсидой, ориентированной на восток. К северной стене церкви примыкают здания монастыря с залом капитулов, дормиторием и прочими помещениями.

Здания окружают клуатр в форме неправильной трапеции, обрамлённого галереями. В северо-западном углу монастыря находятся помещения конверзов. Большое значение в жизни монастыря играло водоснабжение, монахами Тороне была разработана сложная инженерная система по подаче воды на кухню и в другие помещения монастыря, а также построено оригинальное лавабо для омовений.

Церковь аббатства ориентирована строго по линии запад-восток, имеет около 40 метров в длину и 20 метров в ширину. У церкви два входа, один предназначался для монахов, второй для конверзов.

Церковь была первым из возведённых строений монастыря и была закончена до конца XII века. Колокольня церкви построена около 1180 года и имеет более 30 метров в высоту.

Интерьер церкви, как это требовалось правилами цистерцианцев, подчёркнуто строг. Церковь — трёхнефная, в рукавах трансепта — небольшие часовни. Исторические витражи были утрачены в период запустения аббатства, современные копии выполнены в 1935 году.


Зал капитулов

Зал капитулов, относительно обширное помещение, где проходили все важные мероприятия монастыря, занимает почти весь первый этаж основного здания. Его архитектура наиболее элегантна среди всех строений монастыря. Потолок зала поддерживается резными колоннами с арочными завершениями наверху.

В архитектуре зала капитулов чувствуется некоторое влияние готического стиля, зарождавшегося в период строительства монастыря. Зал капитулов соединяется с церковью через сакристию (ризницу). Также между залом капитулов и церковью находится небольшое помещение (три на три метра) книгохранилища (армариума).

Дормиторий находится на втором этаже основного здания, над залом капитулов. У аббата была отдельная спальня в левой части здания. Прочие монастырские помещения, включая скрипторий и кухню, располагались в северной части монастыря, но до наших дней от них сохранились только руины.


Внутренний двор монастыря (клуатр) был центром аббатства. Он имеет форму вытянутой трапеции, приблизительно тридцать метров в длину. Характерная особенность клуатра — его неровность, южная часть, примыкающая к церкви, существенно выше северной, спускающейся в сторону реки. Клуатр обрамлён четырьмя галереями с двойными аркадами. В северной части клуатра в небольшом помещении находится оригинальное лавабо, умывальник использовавшийся для ритуального омовения перед службами.

http://www.romanes.com/

Сильвакан (аббатство)

Сильвака́н — бывшее цистерцианское аббатство во Франции, в Провансе, расположенное на восточной окраине города Ла-Рок-д"Антерон в долине реки Дюранс. Памятник романской архитектуры XIII века. Монастыри Сильвакан, Сенанк и Тороне — три наиболее известных цистерцианских аббатства Прованса и часто называются «три провансальские сестры» (фр. trois sœurs provençales). Монастырь основан в 1144 году, закрыт в 1443 году.


Трапезная аббатства

Роберт Молезмский

Орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито (фр. Cîteaux, лат. Cistercium), давший ордену название. Начиная с 20-х годов XII века орден испытал бурное развитие.

Монастырь Сильвакан был основан около 1144 года, в отличие от двух других «провансальских сестёр» принадлежит не к ветви Сито, а к ветви Моримона. Аббатство процветало вплоть до середины XIV века. В 1358 году монастырь был разграблен вооружённым отрядом из города Обиньян, с этого момента начал клониться к упадку.

К середине XV века финансовые проблемы монастыря привели к его упразднению, оставшиеся монахи переведены в другие монастыри. Здания и территория аббатства переданы в собственность капитула кафедрального собора Экса, а монастырская церковь стала обычным приходским храмом города Ла-Рок-д"Антерон.

В XVII и XVIII веках все сооружения бывшего монастыря кроме церкви были заброшены и постепенно разрушались. Во время Великой французской революции церковь и полуразрушенные здания были проданы с аукциона и превращены частными владельцами в ферму.

Церковь
В 1846 году по инициативе первого главного инспектора исторических памятников Франции Проспера Мериме государство выкупило у частных лиц церковь аббатства, которая была объявлена историческим памятником.

В этот же период проведена её реставрация. Прочие строения Сильвакана оставались в частных руках до 1949 года, когда они в свою очередь были выкуплены государством. В 90-е года XX века проведена масштабная реставрация зданий бывшего монастыря.

В настоящее время Сильвакан открыт для публичного доступа (посещение платное) и не используется для религиозных целей. Периодически на территории бывшего монастыря проводятся культурные мероприятия, такие как Фестиваль фортепьянной музыки в Ла-Рок-д’Антерон, Сильваканский фестиваль вокальной музыки и др.


Церковь Сильвакана выстроена в романском стиле с рядом готических элементов. В плане представляет собой базилику с трансептами. Её сооружение шло с 1175 по 1230 год. Интерьер характеризуется минималистичностью декоративных элементов, характерной для строгого цистерцианского ордена.

Зал капитулов и комната отдыха в восточной части монастыря построены в XIII веке. Клуатр, окружённый галереями с романскими арками также датируется XIII веком.

К северу от клуатра находится трапезная (конец XIII века), в архитектуре которой содержится уже больше готических черт. Трапезная — наиболее декоративно украшенное сооружение монастыря, что связано с ослаблением в конце века строгих правил Бернара Клервоского.

http://abbayesprovencales.free.fr/

Католические монастыри Франции.Часть 1

А так ли уж нужно писать о христианских церквах и монастырях в то время, когда церкви закрывают или «переоборудуют» подо что-то иное, когда богослужения проводят в пустых храмах, а на спортивных стадионах, наоборот, яблоку негде упасть? Вот только, задаваясь подобным вопросом, мы не задумываемся о том, что церкви пусть изначально и были лишь местом, где люди собирались, чтобы сообща вознести молитвы Господу и принять участие в богослужении, являлись еще и памятниками искусства своего времени, а их возведение становилось событием в истории архитектуры.

Сегодня мы восторгаемся этими памятниками, называя их выдающимися произведениями искусства или уникальными объектами архитектуры, но когда-то - прежде всего, в Средние века, когда и появились вначале романские, а потом и готические церкви, - они были призваны возвестить людям величие и могущество Господа Бога и христианской веры.

Что же до фресок, каменных рельефов и резных работ, то, хоть они и украшали церковь, но, в первую очередь, являли в достославных образах библейское учение, ведь большинство прихожан не умели в то время читать - им оставалось лишь всматриваться в обращенные к ним картины и скульптуры.

Вот почему в Средние века почти все церкви были пышно украшены. Впрочем, у церквей в Средние века имелось и другое назначение. Как правило, храм был единственным крупным каменным зданием во всей округе, а потому местный люд собирался в нем по самым разным поводам - в рыночные дни здесь, под сводами храма, даже торговали. В тревожные времена смут и волнений, в странах, охваченных бесчинствами и войной, церкви служили еще и надежным оплотом - превращались в крепость, где могли укрыться страждущие.

Тысячи церквей и монастырей - цифра немалая, молвят многие! На самом же деле, это только ничтожно малая толика выбранных чуть ли не наугад храмов, число которых так велико, что даже самый квалифицированный статистик затруднится сказать, сколько же всего в мире насчитывается церквей и монастырей. Сама тема такова, что большинство описанных в ней церковных построек находится в Европе, ведь именно здесь христианство укоренилось наиболее глубоко.

Храмы Франции, православные и католические - жемчужина европейской архитектуры, культуры и искусства. С богатой историей, уходящей корнями в первые века нашей эры, храмы Франции поражают своей непревзойденной красотой и сегодня.

Леринское аббатство.

Монастырь, расположившийся на островке Сент-Онора, что у побережья Канн - это самая яркая достопримечательность этого города. Считается, что это один из древнейших галлийских построек подобного рода, ведь он был основан примерно в 410 году. Сейчас комплекс принадлежит цистерцианцам.[

Монастырь имеет регулярное паромное сообщение с побережьем Канн, поэтому добраться до него не составляет труда: нужно лишь посетить старый порт.

Когда-то остров был необитаем, римляне сюда не заходили из-за обилия змей. Примерно в 410 году отшельник Гонорат Арелатский поселился на острове в поисках уединения, но ученики, последовавшие за ним, образовали общину. Так был основан Леринский монастырь. Гонорат составил "Правило четырех отцов", ставшее первым в своем роде монашеским уставом во Франции.

Святой Гонорат Арелатский, основатель Леринского монастыря

Святой Гонорат, основатель Леринского аббатства, хотел построить храм, который стал бы местом жительства братии. К VIII веку комплекс уже имел огромное влияние в Европе, и в то время здесь проживало более 500 монахов, которые отличались аскетизмом. Многие из них становились впоследствии епископами или основывали новые обители.

В последующие столетия в этом монастыре обучались многие известные святители, которые впоследствии становились епископами или основывали новые монастыри. К VIII веку Леринское аббатство стало одним из самых влиятельных монастырей Европы, ему принадлежали обширные владения, в том числе и деревня Канны

Богатый монастырь стал легкой добычей для набегов сарацин. Так, в 732 году, ворвавшиеся сарацины разграбили монастырь и убили почти всех монахов и настоятеля. Один из немногих выживших, монах Элентер, построил новый монастырь на развалинах старого.

В 1047 году Леринские острова захватила Испания и монахов забрали в плен. Вскоре монахов выкупили, а на острове возвели оборонительные крепости с башнями. И хотя в последующие годы монастырь еще не раз подвергался набегам пиратов и испанцев, каждый раз монахи восстанавливали его вновь и, вскоре, Леринское аббатство стало популярным местом паломничества.

В конце XI века рядом с монастырём был возведён пятиэтажный форт для защиты острова от нападения с моря. В нём располагались трапезная, библиотека и капелла. На острове вокруг монастыря расположены 7 часовен, построенных в XI—XVII веках (одна из них — архангела Михаила разрушена до основания).

Во время Французской революции, остров был объявлен государственной собственностью. Мощи святого Гонората, хранившиеся в монастыре, перенесли в кафедральный собор Грасса, монахов изгнали, а монастырь продали богатой актрисе мадемуазель Саинваль, которая прожила там 20 лет, превращая кельи монахов в гостиный двор.

В 1859 году остров выкупил епископ Фрежюс, чтобы восстановить религиозную общину. И спустя десять лет монастырь отстроили вновь. В настоящее время Леринский монастырь принадлежит цистерцианцам, там проживает 25 монахов, которые, в дополнение к монашеской жизни, занимаются гостиничным бизнесом и виноградарством.

Основное здание было возведено более 1000 лет назад, но после того, как монастырь был закрыт в XVIII веке, оно было разрушено, а мощи основателя перенесли в собор Грасса. Монашеская возродилась здесь лишь полтора столетия назад, благодаря стараниям ордена цистерцианцев, восстановившим многие постройки, правда не в оригинальном стиле, а в романском, так что внешний облик обители изменился полностью.

На первом этаже зданий находятся общественные помещения, трапезная и мастерские. Второй этаж посвящен молитве. Верхние уровни были зарезервированы для солдат, которые защищали аббатство от вторжений. Но, учитывая его размеры (всего 86 строений), монастырь никогда не был полностью защищен.

По всему острову разбросаны семь часовен. Четыре из них открыты для посетителей. Троицкая часовня (XIX век) расположена на юго-востоке острова - дань испанцам - после вторжения, монахи установили на крыше часовни батарею пушек. Шапель Сен-Совер (XII век) - восьмиугольная часовня на северо-западе острова.

Шапель Сен-Капре - построена на месте, где Гонорат Арелатский жил отшельником, находится к западу от острова. Шапель Сен-Пьер - часовня Святого Петра на юге, недалеко от монастыря, в окружении средневековых могил.


Для посещения также доступны монастырский храм, клуатр и музей средневековых манускриптов. В монастыре сохранились элементы сооружений римского периода, крепость и башни XI-XV веков. Леринское аббатство объявлено национальным памятником Франции.
Недалеко от Леринского аббатства, в древнем городе Грасс, находится собор Нотр-Дам-дю-Пюи, где хранятся полотна Рубенса и Фрагонара.

Уже все страны наперебой направляли туда ищущих Бога. Всякий, кто желал Христа, устремлялся к Гонорату, и равным образом всякий, кто искал Гонората, находил Христа. Ведь там он был весь полон сил и устроил свое сердце, словно высокую твердыню и светлейший храм. Ибо там обитали целомудрие, то есть святость, вера, мудрость и добродетель; там блистали праведность и истина. Итак, как бы широкими жестами и с раскрытыми объятиями он призывал всех в свое окружение, то есть в любовь Христову; и все, один за другим, отовсюду стекались к нему. И ныне какая страна, какой народ не имеют в его монастыре своих сограждан?

— Слово святого Илария о жизни святого Гонората, епископа Арелатского (перевод с латыни Д. Зайцева)

Леринское аббатство открыто для посетителей ежедневно (кроме корпусов монахов), вы можете также присутствовать на монастырских богослужениях. При монастыре имеется отель для паломников и туристов (50 евро в сутки). К острову регулярно курсирует паром.


Источники:

Les Pères de la Gaule chrétienne / Textes choisis et présentés par Sœur Agnès Egron. — Paris: Les Éditions du Cerf, 1996. — С. 155—228

Аббатство Сен-Мадлен

Аббатство Сент-Мадлен дю Барру — бенедиктинское аббатство, расположенное в Ле-Барру, в департаменте Воклюз. Основано в 1978 году, общиной монахов, является частью бенедиктинской конфедерации с октября 2008 года.

В августе 1970 года, молодой монах-бенедиктинец, отец Жерар Кальве покинул аббатство Нотр-Дам де Турне, с согласия своего аббата, и переехал в Бедуан — небольшую деревню в Воклюзе.

Он хотел жить по Уставу Святого Бенедикта, в верности с римскими литургическими традициями. К нему быстро присоединились некоторые молодые люди, которые хотели бы жить жизнью бенедиктинцев.

С 1974 года, он сближается с движением архиепископа Лефевра; де-факто отношения с Турне были разорваны. В 1978 году, учитывая рост молодого монастыря, община купила землю в тридцать акров между горой Ванту и горной грядой Дантель-де-Монмирай, в коммуне Ле-Барру. Затем начинается строительство романского аббатства с современными техническими средствами.

Святой Бенедикт

Монастырь Гранд Шартрёз

Картезианский монастырь Гранд-Шартрёз находится в 3 километрах к северо-западу от деревни Сен-Пьер-де-Шартрёз и в 26 километрах к северу от Гренобля. Монастырь закрыт для посетителей, но неподалеку от него находится музей, в котором воссозданы кельи монахов. Путь от музея к стенам монастыря можно проделать лишь пешком.

Монастырь был основан весной 1084 года святым Бруно Кёльнским, который решил обосноваться в пустынной местности у подножия горы Гран Сом, достигающей высоты 1000 метров. Первые, предположительно деревянные, постройки - дом для монахов и дом настоятеля, а также каменная церковь - находились в 2 километрах к северу от нынешнего монастыря. В наши дни от них ничего не осталось.

В 1132 году монастырь был разрушен в результате схода горной лавины. Монахи построили новое здание в более безопасном месте, в 2 километрах к югу от прежнего монастыря. Впоследствии монастырь пережил несколько пожаров.

В годы Великой французской революции монастырь был закрыт: у ордена картезианцев не осталось во Франции ни одной обители. В 1816 году картезианцы вернулись в монастырь, но в 1903 году он был вновь закрыт, а монахи переехали в монастырь Фарнета в Италии.

Летом 1940 года картезианцы вновь возвратились в Гранд-Шартрёз. В годы Второй мировой войны монахи укрывали в монастыре евреев, а в период последовавших за освобождением страны чисток, наоборот - бывших коллаборационистов.

В связи с развитием туризма в послевоенные годы монахи даже стали подумывать о том, чтобы перебраться в более спокойное и уединенное место. Однако проблема была решена иначе: в двух километрах к югу от монастыря в здании, служившем монастырской лечебницей, в 1957 году был открыт музей с тем, чтобы удовлетворить любопытство всех желающих.

Сам монастырь представляет собой обширный комплекс построек. У входа в монастырь расположена построенная в 19 веке церковь, которая освящена в честь Богоматери из Ла-Салетт (местечко в департаменте Изер, где в 1846 году произошло явление Богородицы). За ней находится бывшее здание прачечной, в которой сегодня размещаются кельи монахов. В 20 метрах правее от нее стоит церковь Воскресения.

Рядом с парадным двором находится внушительных размеров сооружение, сложенное из массивных каменных блоков. Это здание, построенное в 16 веке, служило для приема почетных гостей, в частности, настоятелей картезианских монастырей.

В семи двухэтажных корпусах, выстроенных в одну линию, располагаются кельи для руководства монастыря: управляющего делами общины, его заместителя, секретаря верховного настоятеля и других. В последнем, более просторном корпусе, размещается резиденция настоятеля. Корпуса связаны между собой тремя расположенными одна над другой галереями.

На заднем плане помещается большое прямоугольное вытянутое сооружение - галереи, длина которых достигает 216 метров с севера на юг и 23 метров с востока на запад. С одной стороны к галереям примыкают отстоящие друг от друга на одинаковом расстоянии маленькие домики, в которых находятся 35 монашеских келий.

Северная часть галерей является самой старой и относится к 14 веку, а ее фундамент и вовсе датируется 12 веком. Южная часть была возведена в 16 веке. В пространстве между галереями и кельями располагается кладбище.

В монастыре также находится церковь с двумя колокольнями, которая была возведена в 1878 году. Она не выделяется ничем особенным, кроме красивого, выложенного ромбами, паркета, который характерен для всех картезианских монастырей. Справа от церкви находится построенная в 15 веке башня с часами.

Неподалеку находится столовая, строительство которой относится к 14 веку. Под зданием столовой находится парадный зал генерального капитула, в котором установлена статуя святого Бруно, а на стенах висят портреты всех настоятелей монастыря.

Для того чтобы не нарушать уединение монахов, на порядочном расстоянии от келий находятся различные служебные постройки - мельница, гараж, конюшни, кузница, столярная мастерская и так далее.

Изначально жизнь в монастыре обеспечивалась за счет разведения овец и выращивания овощей и некоторых зерновых культур. С 12 века, благодаря разработке рудников, в монастыре стало развиваться кузнечное дело. С 19 века наибольшую славу и материальную поддержку монастырю приносит ликер Шартрёз, который производят монахи.

В свое время в монастырь Гранд-Шартрёз нередко наведывался Стендаль: считается, что эти поездки вдохновили его написать роман «Пармская обитель». Монастырь также нередко упоминается в произведениях Оноре де Бальзака, например в романе «Альбер Саварюс», главный герой которого принял решение уединиться в Гранд-Шартрёз.

Гранд-Шартрёз — действующий монастырь ордена картезианцев. Его посещение туристами запрещено, на окрестных дорогах запрещено пользоваться автомобилями и мотоциклами, чтобы шум моторов не нарушал абсолютную тишину в монастыре. Единственное открытое для посещения гостями место — музей Великой Шартрезы, находящийся в двух километрах от самого монастыря.

Современные размеры Гранд-Шартрёз: 215 метров в длину, 23 метра в ширину, по периметру — 476 метров. Каждый монах живёт в своей келье, которая состоит из нескольких помещений: небольшой галереи для прогулок, маленького садика, сарая, мастерской и собственно жилой комнаты.

Вместе члены общины собираются только для трёх ежедневных конвентуальных богослужений (утреня, месса и вечерня), прочее время проводят в уединении в своей келье. Раз в неделю монахи совершают прогулку вне монастыря, по традиции такие прогулки совершаются парами. Беседа во время этой прогулки — один из крайне редких моментов, когда картезианцы разговаривают друг с другом.

В 2005 году немецкий режиссёр Филипп Грёнинг снял документальный фильм Великое безмолвие о жизни монахов Гранд-Шартрёз. Фильм получил несколько престижных наград, включая премию European Film Awards в 2006 году за лучший документальный фильм

Монастырь Гранд Шартрёз прославился в Средние века двумя своими творениями:созданный здешними монахами не позднее начала XVII столетия рецепт ныне всемирно известного ликёра Шартрёз (с 1-й половины XVIII века уже производился в монастыре в ограниченных количествах для продажи).

выведенная ещё в Средневековье в стенах Гранд Шартрёз порода короткошёрстных кошек — шартрез.

Три провансальские сестры

Аббатство Сенанк

Сенанк — цистерцианское аббатство во Франции, в Провансе. Монастыри Сенанк, Тороне и Сильвакан — три наиболее известных цистерцианских аббатства Прованса и часто называются «три провансальские сестры» (фр. trois sœurs provençales). Монастырь основан в 1148 году.

Вид на монастырь с севера. Перед ним - поля лаванды


Клуатр

Монастырь Сенанк был основан в 1148 году. Он принадлежит к ветви Сито, первого цистерцианского монастыря и имеет 4-й уровень (Сито - Боннево - Мазан - Сенанк). Инициатором основания был епископ города Кавайон по имени Альфан. Призыв епископа поддержали монахи монастыря Мазан, основавшие новую обитель в узкой долине речки Сенанколь приблизительно в 15 километрах к северо-востоку от Кавайона.

Аббатство быстро росло, вскоре оно уже само основывало дочерние монастыри. Монастырская церковь начала строиться сразу после основания монастыря и была освящена в 1178 году. В XIII и XIV веках монастырь достиг апогея своего развития. Было возведено большинство строений монастыря, за его пределами сенанкское аббатство владело 4 мельницами, семью зернохранилищами и большими земельными угодьями.

Постепенный упадок монастыря начался с XVI века. С 1509 году Сенанк стал существовать в режиме комменды, то есть аббаты стали не избираться братией, а назначаться светскими властителями. Во время религиозных войн во Франции XVI века монастырь был разграблен гугенотами, число насельников монастыря сократилось до десятка. В период Великой французской революции монастырь был закрыт и продан частным владельцам.

В 1854 году Сенанк был вновь выкуплен цистерцианской общиной, жившей в монастыре до 1903 года, когда она покинула Сенанк и присоединилась к общине Леринского аббатства. В 1921 году Сенанк получил статус памятника национального исторического наследия.

В 1988 году небольшая монашеская община (насчитывающая в начале XXI века шесть человек) вновь поселилась в монастыре. Монахи Сенанка административно подчинены Леринскому аббатству, занимаются выращиванием лаванды и содержат пасеку.

Дормиторий
Церковь аббатства имеет форму латинского креста, апсида церкви выступает за пределы монастырских стен. Поскольку узкий каньон, в котором находится монастырь, расположен в направлении север-юг, в этом же направлении сориентирована и церковь вместо более традиционного запад-восток.

В Сенанке хорошо сохранились средневековые постройки (XIII-XIV века), представляющие собой хороший пример романской монастырской архитектуры - клуатр, дормиторий, зал капитулов, скрипторий. Скрипторий был единственным отапливаемым помещением монастыря. Трапезная монастыря относится к более позднему времени (XVII век).

Возможно посещение монастыря в составе организованных экскурсий. Монастырь предоставляет возможность частным лицам провести здесь некоторое время в молитве и уединении.

Тороне

Тороне́ — цистерцианское аббатство во Франции, в Провансе, расположенное между городами Драгиньян и Бриньоль. Памятник романской архитектуры XII века. Монастыри Тороне, Сенанк и Сильвакан — три наиболее известных цистерцианских аббатства Прованса и часто называются «три провансальские сестры» (фр. trois sœurs provençales). Монастырь основан в 1157 году, закрыт в 1785 году. В настоящее время в аббатстве располагается музей.

Клуатр аббатства
Орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито (фр. Cîteaux, лат. Cistercium), давший ордену название. Начиная с 20-х годов XII века орден испытал бурное развитие.

Монастырь Тороне был основан около 1157 года, принадлежит к ветви Сито, первого цистерцианского монастыря, по линии Сито — Боннево — Мазан. Монахи монастыря Мазан основали в середине XII века аббатство Нотр-Дам-де-Флёрьель в нескольких десятках километрах к северо-востоку от Тороне, однако позднее почти вся община переместилась на место, где находится современный монастырь Тороне, сочтя новое место более удачным.

Работы по строительству монастырской церкви и помещений начались предположительно в 1176 году. Тороне отличает редкая архитектурная целостность, связанная с тем, что весь комплекс зданий был построен единовременно, в конце XII — начале XIII века и впоследствии не перестраивался. Первым из аббатов Тороне, чьё имя дошло до нас, стал Фолькет Марсельский, бывший до ухода в монастырь знаменитым трубадуром, а впоследствии ставшим епископом Тулузы. Фолькет был настоятелем Тороне с 1199 по 1205 года.

Тороне росло не так быстро, как некоторые другие цистерцианские аббатства, в XIII веке там было всего около 25 монахов, и значительную часть физического труда выполняли монастырские конверзы. Несмотря на это монастырь владел значительными земельными угодьями на территориях между Верхним Провансом и морским побережьем. Главным занятием монахов и конверзов было животноводство, главным образом, овцеводство. Также они разводили рыбу как для собственных нужд, так и на продажу.

Галерея клуатра
Сильнейший удар по монастырю нанесла эпидемия чумы 1348 года (т. н. Чёрная смерть), от которой умерла значительная часть населения Прованса, в том числе и насельников Тороне. После эпидемии монастырь стал быстро клониться к упадку. В 1433 году там оставались только 4 монаха.

В XVI веке церковь монастыря ещё использовалась для периодических богослужений, в то же время большая часть жилых построек уже лежала в руинах. В период религиозных войн во Франции монастырь был полностью покинут и разорён.

Попытки восстановить его, предпринимавшиеся в XVIII веке, не привели к успеху. В 1785 году последний аббат Тороне объявил о банкротстве монастыря, семь остававшихся там монахов переведены в другие аббатства. В 1791 году аббатство и его земли были распроданы с аукциона.

В 1840 году первый главный инспектор исторических памятников Франции Проспер Мериме внёс аббатство Тороне в список исторических монументов. Тогда же по его инициативе началась реставрация церкви.

В 1854 году государство выкупило у частных лиц большую часть зданий монастыря, включая клуатр, зал капитулов, дормиторий, что позволило провести масштабные реставрационные работы и в них. Оставшаяся часть строений была выкуплена государством в 1938 году.

В настоящее время аббатство функционирует как музей.

Церковь аббатства

Архитектура монастыря типична для цистерцианских монастырей Франции. В южной части аббатства расположена церковь в форме латинского креста, с апсидой, ориентированной на восток. К северной стене церкви примыкают здания монастыря с залом капитулов, дормиторием и прочими помещениями.

Здания окружают клуатр в форме неправильной трапеции, обрамлённого галереями. В северо-западном углу монастыря находятся помещения конверзов. Большое значение в жизни монастыря играло водоснабжение, монахами Тороне была разработана сложная инженерная система по подаче воды на кухню и в другие помещения монастыря, а также построено оригинальное лавабо для омовений.

Церковь аббатства ориентирована строго по линии запад-восток, имеет около 40 метров в длину и 20 метров в ширину. У церкви два входа, один предназначался для монахов, второй для конверзов.

Церковь была первым из возведённых строений монастыря и была закончена до конца XII века. Колокольня церкви построена около 1180 года и имеет более 30 метров в высоту.

Интерьер церкви, как это требовалось правилами цистерцианцев, подчёркнуто строг. Церковь — трёхнефная, в рукавах трансепта — небольшие часовни. Исторические витражи были утрачены в период запустения аббатства, современные копии выполнены в 1935 году.


Зал капитулов

Зал капитулов, относительно обширное помещение, где проходили все важные мероприятия монастыря, занимает почти весь первый этаж основного здания. Его архитектура наиболее элегантна среди всех строений монастыря. Потолок зала поддерживается резными колоннами с арочными завершениями наверху.

В архитектуре зала капитулов чувствуется некоторое влияние готического стиля, зарождавшегося в период строительства монастыря. Зал капитулов соединяется с церковью через сакристию (ризницу). Также между залом капитулов и церковью находится небольшое помещение (три на три метра) книгохранилища (армариума).

Дормиторий находится на втором этаже основного здания, над залом капитулов. У аббата была отдельная спальня в левой части здания. Прочие монастырские помещения, включая скрипторий и кухню, располагались в северной части монастыря, но до наших дней от них сохранились только руины.


Внутренний двор монастыря (клуатр) был центром аббатства. Он имеет форму вытянутой трапеции, приблизительно тридцать метров в длину. Характерная особенность клуатра — его неровность, южная часть, примыкающая к церкви, существенно выше северной, спускающейся в сторону реки. Клуатр обрамлён четырьмя галереями с двойными аркадами. В северной части клуатра в небольшом помещении находится оригинальное лавабо, умывальник использовавшийся для ритуального омовения перед службами.

Сильвакан (аббатство)

Сильвака́н — бывшее цистерцианское аббатство во Франции, в Провансе, расположенное на восточной окраине города Ла-Рок-д"Антерон в долине реки Дюранс. Памятник романской архитектуры XIII века. Монастыри Сильвакан, Сенанк и Тороне — три наиболее известных цистерцианских аббатства Прованса и часто называются «три провансальские сестры» (фр. trois sœurs provençales). Монастырь основан в 1144 году, закрыт в 1443 году.


Трапезная аббатства

Роберт Молезмский

Орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито (фр. Cîteaux, лат. Cistercium), давший ордену название. Начиная с 20-х годов XII века орден испытал бурное развитие.

Монастырь Сильвакан был основан около 1144 года, в отличие от двух других «провансальских сестёр» принадлежит не к ветви Сито, а к ветви Моримона. Аббатство процветало вплоть до середины XIV века. В 1358 году монастырь был разграблен вооружённым отрядом из города Обиньян, с этого момента начал клониться к упадку.

К середине XV века финансовые проблемы монастыря привели к его упразднению, оставшиеся монахи переведены в другие монастыри. Здания и территория аббатства переданы в собственность капитула кафедрального собора Экса, а монастырская церковь стала обычным приходским храмом города Ла-Рок-д"Антерон.

В XVII и XVIII веках все сооружения бывшего монастыря кроме церкви были заброшены и постепенно разрушались. Во время Великой французской революции церковь и полуразрушенные здания были проданы с аукциона и превращены частными владельцами в ферму.

Церковь
В 1846 году по инициативе первого главного инспектора исторических памятников Франции Проспера Мериме государство выкупило у частных лиц церковь аббатства, которая была объявлена историческим памятником.

В этот же период проведена её реставрация. Прочие строения Сильвакана оставались в частных руках до 1949 года, когда они в свою очередь были выкуплены государством. В 90-е года XX века проведена масштабная реставрация зданий бывшего монастыря.

В настоящее время Сильвакан открыт для публичного доступа (посещение платное) и не используется для религиозных целей. Периодически на территории бывшего монастыря проводятся культурные мероприятия, такие как Фестиваль фортепьянной музыки в Ла-Рок-д’Антерон, Сильваканский фестиваль вокальной музыки и др.


Церковь Сильвакана выстроена в романском стиле с рядом готических элементов. В плане представляет собой базилику с трансептами. Её сооружение шло с 1175 по 1230 год. Интерьер характеризуется минималистичностью декоративных элементов, характерной для строгого цистерцианского ордена.

Зал капитулов и комната отдыха в восточной части монастыря построены в XIII веке. Клуатр, окружённый галереями с романскими арками также датируется XIII веком.

К северу от клуатра находится трапезная (конец XIII века), в архитектуре которой содержится уже больше готических черт. Трапезная — наиболее декоративно украшенное сооружение монастыря, что связано с ослаблением в конце века строгих правил Бернара Клервоского.

Загрузка...
Top