Наталья Юрьевна Рогозина
Проект «Вода и её свойства»
Проект "Вода и её свойства "
Актуальность проекта
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Детское экспериментирование позволяет решать поставленные задачи в интеграции с различными видами деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
В результате применения экспериментальной деятельности в работе с детьми обогащается память, активизируются мыслительные процессы, включающие в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Проблема : Формирование представлений о воде невозможно начинать без исследования уровня представлений детей по теме. С этой целью перед реализацией проекта «Волшебница вода » в группе был проведен опрос 15 детей, чтобы определить знания о свойствах воды . В результате чего было выявлено : 10 детей – знают, что лед-это замерзшая вода , 3 – детей знают, что снег-это тоже вода . В результате диагностики выяснилось, что дети не хотят думать, а ждут готового решения проблемы. Поэтому, необходимо создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой
деятельности, самовыражению и импровизации в её процессе.
Экспериментирование предоставит возможность ребятам самим найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".
Цель проекта : Формирование представлений о свойствах воды
Задачи проекта :
расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах , состояниях;
сформировать у детей представления о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
активизировать творческое мышление детей;
активизировать словарь детей, учить правильно называть наблюдаемые явления;
развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
развивать умение детей анализировать, сравнивая и делая выводы;
воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Сроки реализации : среднесрочный- декабрь
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Необходимые материалы :
Литературный ряд : малый народный фольклор, сказки, рассказы, загадки, малый народный фольклор (потешки) .
Музыкальный ряд : аудиозаписи «Звуки воды в природе» ,
Оборудование материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, воздушные шары) ; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Предполагаемый продукт проекта : презентация «Волшебница вода » ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный : постановка цели и задач, определение направлений объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми. подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Основной этап : ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед, игр-экспериментов; поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, изучение природных объектов.
Заключительный : обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний; создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой» ; создание презентации
Публикации по теме:
Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы. Воспитатель МБДОУ Березка Щербак С. В. «Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять». Актуальность: Дети по природе.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Вода и ее свойства» Задачи: - развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; - познакомить детей со свойствами жидкостей.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода и её свойства» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов..
Цели, задачи: выявление свойства воды; определить имеет ли вода форму, вкус, закрепить знания о текучести воды, показать значение воды в.
Конспект «Вода в нашей жизни: ее свойства и движение» 1. Тема: «Вода в нашей жизни: ее свойства и движение». 2. Цель: познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном.
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края
Исследовательский проект:
Подготовили:
Брязкуха Юлия Леонидовна
Учащиеся 2 класса и 4 класса
МКОУ НШ ДС с. Иня
2015 год.
- Закрепить знания о свойствах воды и разных состояниях воды в природе.
- Сформировать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Развивать наблюдательность
Вопросы, возникшие в ходе исследования
- Где содержится вода на Земле? Надо ли беречь воду?
- Какими свойствами обладает вода?
- Состояния воды.
Запасы воды на Земле.
- – Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
- Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.
- Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
Запасы воды на Земле.
Суша ¼ поверхности. Вода ¾ поверхности
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
Свойства воды
- жидкая
- прозрачная
Свойства воды
- Растворяет
- Замерзает
- Испаряется
Состояния
Газообразное
(испарение,
(Лёд, снег)
подземные воды,
дождь, роса)
узоры на стекле)
Вода бывает в трех состояниях: 1. Твердое (лёд, снег).
Куда исчезают лужи? Почему идет дождь?
Проведем опыт : В солнечный день мы приготовили 2 стакана и тарелку. Оба стакана перевернули вверх дном и поставили рядом: один - на тарелку, другой – прямо на землю. Оставили на 2 часа.
- Пронаблюдали: Стакан, стоящий на земле, запотел внутри, и по его стенкам стекали капли воды. Стакан же, стоящий на тарелке, остался сухой.
Вывод: Вода при нагревании испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды.
Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком твёрдом и газообразном . Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г.Карабаша
Проект
Тема: «Вода и её свойства».
Выполнила:
Воспитатель
подготовительной группы »А»
Т.В.Селиванова
г.Карабаш
Вид проекта : творчески– познавательный, исследовательский, долгосрочный.
Продолжительность проекта : сентябрь – март.
Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы «А».
Актуальность: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере,материале, звучании, причинах и следствиях идр.). Активное внедрение детского экспериментирования позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно, детям предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений об окружающем мире.
Цель проекта:
1.Создание условий для исследовательской деятельности детей.
2.Развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем мире.
2.Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.
3.Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях.
4.Развивать элементарные математические представления.
5.Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
6.Развивать умственные (мыслительные) способности детей – анализ, классификация, сравнение, обобщение.
7.Формировать способы познания путём сенсорного анализа.
Предполагаемый результат:
В свободной атмосфере дети разовьют свои умения:
Коммуникативные (умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею);
Манипулятивные (координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями);
Социальные (совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные роли, терпимость к другому, самодисциплина).
Эксперимент с водой: Приложение 1
«Вода – растворитель».
Дата проведения:
Руководитель:
М.В.Быстрова.
Цель: Развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Ознакомление детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.
Задачи:
2.Развивать умение пользоваться оборудованием.
3.Побуждать детей высказывать свои действия, обсуждать, делать выводы.
4. Воспитывать самостоятельность, интерес, любознательность.
Оборудование: сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложки, пипетка.
Ход эксперимента:
1.Опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено Вике Черкашиной размешать в воде в первом стакане – сахар, Коле Степанову во втором стакане – соль, Дамиру Хайбуллину в третьем стакане – аскорбиновую кислоту и попробовать её на вкус.
Вопрос к детям: Какая вода стала на вкус?
Ответы детей: сладкая, солёная, кислая.
Результат эксперимента : вещества, которые дети положили в воду, растворились и изменили вкус воды.
2.Опыт выполнил воспитатель. В первом стакане с водой размешала муку, а во второй стакан с водой накапала растительное масло. Дети наблюдали, что мука не растворилась полностью в воде, осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось масло, оно плавало на поверхности воды.
Результат эксперимента : не все вещества могут растворяться в воде.
Фото отчёт к эксперименту «Вода - растворитель»
Эксперимент с водой: Приложение 2
«Куда исчезает вода?»
Дата проведения:
Руководитель:
Т.В.Селиванова
Цель: Определение свойств воды (впитывается, не впитывается, испаряется).
Словарная работа : впитывается, не впитывается, испаряется.
Определение материалов, которые впитывают воду.
Задачи:
1.Развивать умение выслушать и понять задание воспитателя.
2.Познакомить детей со свойствами предметов.
3.Развивать умение аккуратно пользоваться оборудованием.
4.Побуждать детей высказывать свои мысли, обсуждать, делать выводы.
Оборудование: губка, ткань, пластилин, тарелка, дерево, газета, полиэтилен, ёмкость с водой, ложки, маркер.
Ход эксперимента:
1.Опыт дети проводили под руководством воспитателя. Было предложено детям аккуратно ложкой лить понемногу воду на предметы. Обсудили, какие предметы впитали в себя воду, а какие не впитали.
2.Воспитатель налила воду в тарелку. Обсудили с детьми, что она не впитала в себя воду, так как она пластмассовая. Воспитатель отметила границу воды в тарелке маркером и поставила его на подоконник на два дня. Ещё на день. Через несколько дней посмотрели, что произошло с водой. Куда же вода делась? Обсудили с детьми и пришли к выводу, что вода исчезла, испарилась.
Результат эксперимента: Вода может впитываться и испаряться.
Эксперимент с водой: Приложение 3
«Прозрачность воды»
Дата проведения:
Руководитель:
Т.В.Селиванова
Цель : Определение свойств воды - «Чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».
Задачи:
1.Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный».
2.Развивать умение внимательно выслушать и понять задания воспитателя.
3.Развивать умение пользоваться оборудованием.
4.Побуждать детей высказывать свои мысли, обобщать, делать выводы.
5.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес, любознательность.
Оборудование : два стакана с водой, пуговицы, камешки, бусины, тарелочка с землёй, ложка.
1.В ходе опыта воспитатель предложила детям найти в группе прозрачные предметы (стекло в окне, стакан) для того, чтобы выяснить, как усвоено понятие «прозрачный».
Результат : Предметы видны. Следовательно, вода в стакане прозрачная.
Затем, Яна В. высыпала землю во второй стакан с водой, размешала.
Вода стала мутной, непрозрачной.
Дети опустили в стакан предметы и убедились, что они не видны
Результат эксперимента : Чистая вода – прозрачная, через неё видны предметы; мутная вода – непрозрачная, через неё не видны предметы.
Фото отчёт к эксперименту «Прозрачность воды»
Эксперимент с водой Приложение 4
«Вода не имеет формы, вкуса,
запаха и цвета»
Дата проведения:
Руководитель:
Т.В.Селиванова
Цель: Доказательство свойств воды (вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета).
Задачи:
1.Продолжать развивать умение выслушать и понять задания воспитателя.
2.Продолжать развивать умение пользоваться оборудованием.
3. Продолжать знакомить со свойствами воды.
4.Побуждать детей высказывать свои мысли, сравнивать, делать выводы.
5.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любознательность.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы, стаканчики прозрачные, гуашь белая, синяя, соль, сахар, лимон, большой поднос, чайник с кипячёной водой, чайные ложки.
Ход эксперимента:
1.Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Далее выливает воду из сосуда на поднос, она растекается бесформенной лужей.
Результат: это всё происходит потому, что вода не имеет своей формы.
2.Воспитатель предлагает детям понюхать воду, налитую в стакан.
Вопрос: пахнет ли она?
Ответ: нет.
Вспоминаем запахи лимона, жареной картошки, цветов. Всё это действительно имеет запах.
Результат : вода ничем не пахнет, у неё нет своего запаха.
3.Воспитатель предлагает Андрею Букину попробовать воду на вкус. Вопрос: какая она на вкус?
Даше Данильцовой положить в стакан с водой сахар и размешать,
воспитатель выжимает сок лимона в третий стакан с водой и размешивает. Затем дети пробуют воду.
Вопрос: какая стала вода?
Ответы детей: солёная, сладкая, кислая.
Сравниваем с водой в первом стакане и делаем вывод.
Результат: чистая вода не имеет вкуса.
4.Продолжая знакомиться со свойствами воды, воспитатель разливает воду в прозрачные стаканы. Вопрос: какая вода по цвету? Ответы детей: белая, не цветная, нет цвета. После высказываний детей предлагается Кате положить в стакан с чистой водой синюю гуашь и размешать, а Радде – белую гуашь.
Результат: чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.
Общий результат : вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.
Фото отчёт к эксперименту
«Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс
Тип проекта: Информационно – познавательный
I ч. Введение
II ч. Практическая опытно – экспериментальная деятельность
III ч. Релаксационная пауза
IV ч. Выводы
V ч. Заключение
Vi ч. Библиографический список
I. Актуальность темы:
Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Она есть во всех уголках вселенной.
II. Цель : знакомство с физическими и химическими свойствами воды в опытно – экспериментальной деятельности.
III. Задача : ознакомиться со свойствами воды; установить связь между tº воздуха и состоянием воды
IV. Методы реализации проекта:
Определение темы
Сбор информации, литературы, дополнительного материала
V. Пути реализации проекта:
Изучение научной литературы
Наблюдения в природе
Наблюдение в окружающей действительности
Проведение практических опытов
Обобщение результатов
VI. Направленность развития деятельности комплексная: познавательно-речевая,
наблюдение,
экспериментирование.
Случилось так, что в Новый год я получила в подарок от Деда Мороза несколько книг из серии «Большая детская энциклопедия». В одной из них я прочитала о воде. Меня заинтересовали эти сведения и мне захотелось узнать побольше о её свойствах.
- Вся поверхность планеты Земля состоит из суши и воды.
Суша занимает треть Земли, а остальное пространство – водное, то есть моря, океаны. Землю называю голубой планетой. Вода – одно из самых удивительных и загадочных веществ.
Вода – одно из ценнейших природных богатств. Состав воды: 11% водорода и 89% кислорода.
Без воды не было жизни на Земле. Каждый живой организм по меньшей мере наполовину (50%) состоит из воды.
Например:
Медуза -98%
Мозг человека – 77%
Взрослый человек – 60%
Кости и дерево – 50%
Китайская мудрость гласит:
Когда я слушаю, я забываю.
Когда я вижу, я долго помню.
Когда я делаю, я понимаю.
Слайд 10 (вступление к практической деятельности)2-3 предложения
Практическая работа:
Опыт 1. Я взяла пустой стакан и поставила его под кран с водой. Вода заполнила стакан и стала выливаться из него – вода текуча.
Слайд 12
Опыт 2. Я взяла два стакана, в один из них налила молоко, а в другой воду. Потом в оба стакана положила ложки. В стакане с водой – ложка видна, а в стакане с молоком – нет: вода – прозрачна.
Слайд 13
Опыт 3. В стакан с водой добавляем немного зеленки, в воде она растворилась.
Вода растворяет жидкие вещества.
Слайд 14
Вода меняет цвет в зависимости от веществ, которые в нее добавили.
Слайд 15 и 16
Опыт 4. На столе стаканы с водой. Добавляем в один соль, в другой сахар. Соль и сахар растворились.
Вода растворяет и твердые вещества.
Слайд 17
Опыт 5. Наливаем воду в разные сосуды. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита, в каждом сосуде она принимает разную форму.
Вода не имеет формы.
Слайд 18
Опыт 6. Мы нагреваем воду до кипения. Чайник кипит. Вода превращается в пар и испаряется.
Слайд 19
Опыт 7. Я налила воду в стакан и поставила в морозилку. Вода превратилась в лед.
При понижении температуры ниже 0 градусов вода превращается в лед и увеличивает свой объем.
Опыт 8. На столе стакан с водой. Если понюхать воду, мы понимаем, вода не имеет запаха.
Опыт 9. На столе стакан с водой. Я попробовала на вкус воду.
Если я положу сахар, вода будет – сладкая.
Если положить соль, вода станет – соленая.
При добавлении лимона? Вода становится – кислая.
20 слайд
Вода – не имеет вкуса.
НАЙТИ ФОТО ДЛЯ СЛАЙДА( ПЬЁТ КОМПОТ И ВОДУ « КАРТИНКИ)
Выводы:
В своих наблюдениях я узнала, что вода в природе существует в 3 состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
1) - жидкость
2) - твердая
3) - газообразная
Вода жидкая и может течь.
У воды нет вкуса, запаха и цвета.
Вода прозрачная.
Вода может изменить свой цвет.
Вода растворяет жидкие и твердые вещества.
Вода не имеет формы, а при нагревании превращается в пар.
При понижении температуры ниже 0 градусов вода превращается в лед и увеличивает свой объем.
22 слайд стихотворение музыка
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Родник иссяк, ручей ослаб.
А мы из крана – кап, кап, кап….
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря….
А то пройдет немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет….
Информационные источники:
1. «Секреты природы – это так интересно» - Л.В.Ковинько, г. Москва 2004г.
2. «Большая детская иллюстрированная энциклопедия» - Клуб семейного досуга,
г. Харьков 2013г.
3. Большая энциклопедия «Почемучек» - В.А. Жукова, г. Москва 2012г.
4. «Волшебница - вода» - Н.А. Рыжова – г. Москва, Минка – пресс, 1988г.
5. www.ppt4web.ru
www.mashared.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Проект
«Вода и ее свойства»
Средняя группа
«Секреты Волшебницы воды»
Воспитатель: Майер Наталья Васильевна
Список мероприятий, проводимых в рамках темы «Вода и ее свойства»:
· Беседа с элементами экспериментирования «Основные свойства воды: без цвета, без запаха, без вкуса,жидкая, твердая, холодная, горячая», изменение свойств воды (окрашивание, изменение вкусаи запаха питьевой воды);
· Таяние снега и льда;
· Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
· Образование паровых капель.
· Загадки про воду и ее различные виды и свойства
· Коллективный труд в уголке природы и игрушек (моют игрушки, протирают пыль с цветов).
· Здоровье – беседа « Важность воды в жизни живых существ»
· Художественно эстетическое развитие – Рисование «Веселые капельки»
· Художественно-эстетическое развитие – чтение сказки – «Родничок»
· Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке (в соответствии с погодными условиями: дождь, лужа, снег, лед);
· Сюжетно – ролевая игра – «Научим куклу Машу умываться»
· Продукт – Аппликация – «Лебеди на пруду».
Паспорт проекта «Вода и ее свойства».
Руководитель проекта : воспитатель средней группы
Возраст участников проекта : дети от 4 до 5 лет.
Тип проекта : Краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий, межпредметный.
Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Гипотеза:
Откуда берётся вода?
Кому она нужна?
Можем ли мы прожить без воды?
Цель проекта : По знакомить детей со свойствами воды. Уточнить представление детей означении воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта :
1. Реализовать тему «Вода и ее свойства», охватив все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
3. Формирование у детей осознанных представлений об основных свойствах воды, о важности воды в жизни всех живых существ, о необходимости заботиться о своём здоровье;
4. Дать детям первичные знания о круговороте воды в природе;
5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
6. Воспитание трудовых качеств и бережного отношения к воде.
7. Дать задатки по экологическому воспитанию детей (связь человека с природой).
Актуальность проекта :
Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Методы исследования :
Наблюдения, беседы с детьми о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, физминутки, дидактические, и подвижные и пальчиковые игры, консультации для родителей.
Необходимое оборудование :
Литературный ряд :
· малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», загадки про воду, малый народный фольклор (потешки), рассказы «Родничок», «Путешествие капельки».
Музыкальный ряд:
· аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
Демонстрационный ряд: Дидактический плакат «Круговорот воды в природе», альбомы, картинки на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
оборудование материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, ватные палочки) ; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Продукт проекта:
· Аппликация коллаж «Лебеди на пруду».
Занятие по познавательному развитию «Все о воде.»
Цель:
углубление представлений о живой и неживой природе.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (текучесть, запах, цвет, вкус);
Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности,
логическоемышление, любознательность, обогащать речь детей новыми словами;
Продолжить формировать созидательное отношение к окружающей природе.
Занятие по речевому развитию « Звездочка в гостях»
Цели:
Рассказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, т -Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью воспитателя.
Развивать логическое мышление.
Занятие по ФЭМП «Вода повсюду»
Цель:
Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
Продолжать учить сравнивать две группы предметов. Закреплять понятия узкий-широкий. Счет в пределах 5.
Развивать логическоемышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать.
Развивать связную речь, обогатить словарь детей
Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Занятия по изобразительной деятельности «Веселые капельки (рисование), «Лебеди на пруду» (аппликация коллаж).
Ежедневные наблюдения за природными явлениями (виды воды в природе (дождь, сосульки, лужи, снег)
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды «Маленькие волшебники» (тонет не тонет, разноцветная вода, разноцветный лед, летучий пар, сладкая вода, рыбка в воде)
Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», рассказ«Родничок»), разгадывание загадок на тему воды, чтение стихотворений.
Заучивание наизусть стихов, песенок о воде.
Сюжетно ролевая игра «Поможем маме помыть посуду».
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы работы над проектом |
Деятельность детей |
Деятельность педагогов |
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. |
1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. |
Вводит в игровую ситуацию: «Почему так происходит?», «Что мы можем сделать?» |
2. Выделение задач. |
Принятие задачи - совершить путешествие вместе с Капелькой. |
1. Подводит к решению задач. 2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования) 3. Организует деятельность |
3. Продуктивная деятельность. |
1. Читают рассказы и стихи,отгадывают загадки. 2. Рисуют рисунок «Веселые капельки»»; 3. Опыты со льдом; 4. Игра со снежками; 5. Опыты с водой. 6 Создают аппликацию – коллаж – «Лебеди на пруду» |
1. Организует работу над проектом, 2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность; 3. Активизирует инициативу детей в игровых действиях; |
4. Презентация. |
Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды и кому нужна вода. |
1. Организует презентацию коллажа; |